Промышленный суверенитет России. Это не только яркий лозунг или желанная цель, но и реалии нынешнего дня. По сообщениям ТАСС, уже сейчас зависимость российской промышленности от импорта вдвое ниже, чем в странах Восточной Европы, и в полтора раза меньше, чем в Канаде и Австралии.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ АВТОПРОМА
Остановимся на одном примере: автопром. Недавно премьер-министр РФ Михаил Мишустин, выступая на совещании с вице-премьерами, заявил, что рост объёмов выпуска отечественных автомобилей уже ощутим, но в ближайшие три-четыре года необходимо добиться, чтобы 70% продаж составляли автомобили российского производства.
Михаил Владимирович также отметил, что сейчас в стране реализуется Государственная стратегия развития автомобильной промышленности, рассчитанная до 2035 года. Рост производства должен быть обеспечен как за счёт перезапуска площадок ушедших из России иностранных компаний, так и с помощью развития российского конкурентоспособного производства.
«Важно привлечь промышленных партнёров, заинтересованных нєпросто в организации крупноузловой сборки, а нацеленных на выпуск высоколокализованной техники», — приводит ТАСС слова премьер-министра.
ВСТРЕЧА ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ
В завершение прошлого года в Симферополе состоялся круглый стол, организованный Ассоциацией российских автомобильных дилеров (РОАД). На встречу с экспертами авторынка собралось более полусотни представителей бизнес-сообщества, причём не только из Крыма, но и всего Южного федерального округа. Среди них — владельцы автосалонов, руководители дилерских предприятий, представители банков, страховых организаций. На собрании присутствовали депутат Госсовета РК Михаил Смолянов, заместитель министра промышленной политики РК Инесса Федотова и заместитель министра экономического развития РК Александр Ткаченко. Прессу представляла газета «Крымские известия» — единственная из СМИ принимавшая участие в работе круглого стола.
Президент РОАД Алексей Подщеколдин рассказал о китайских автопроизводителях, уже работающих либо готовых работать с российской стороной. Также эксперт дал эксклюзивное интервью нашей газете.
НЕ ТОЛЬКО АВТОДИЛЕР
— Алексей Геннадьевич, какова цель вашей командировки в Крым?
— Хотим, чтобы крымским автодилерам, а также банкам, страховым компаниям, поставщикам запасных частей стало легче работать. А в итоге — чтобы для покупателей автомобилей в Крыму появилось больше предложений на рынке и цена стала доступнее.
Мы — за разумное распределение дилерских компаний на полуострове. Например, нельзя «разбрасывать» их хаотично. Не следует концентрировать несколько автомобильных центров в одном месте. Достаточно два — в Симферополе, один — в Севастополе. И маленькие субдилерские сервисные центры — в Феодосии, Керчи. Может, и в некоторых других городах.
— Не секрет, что автодилерские центры занимаются преимущественно продажей китайских автомобилей. Вы непосредственно и много лет общаетесь с китайскими производителями авто. Не возникала ли мысль заняться производством автомобилей на Родине?
— Эта мысль не только возникала, она уже осуществляется! Так что я не только дилер, но ещё и производитель! Мы построили в Брянске небольшой завод по сборке лёгких грузовиков. Только-только начали производство. Пока собираем эти машины из китайских комплектующих. После постепенно будем заменять различные узлы на отечественные. Зачем везти из Китая, к примеру, колёса, когда их в России проще сделать? Скоро рамы начнём варить сами, автомобиль станет наполовину российским, наполовину китайским. А затем — больше российским, чем китайским. И так далее...
ПОРА ВОЗВРАЩАТЬ ЛИДЕРСТВО
— Ваш опыт в автобизнесе наверняка был бы полезен на государственном уровне. Нет желания поделиться своими наработками, предложениями?
— Обязательно это сделаем, ведь одна из наших задач — написать свою альтернативную Стратегию развития российского автопрома. Конечно же, мы ознакомим с ней российское правительство.
В 1985 году наша страна занимала второе место в мире по производству автобусов (после США). Пора возвращать наши лидирующие позиции, и не только в автопроме. Для начала можно перенять и чужой опыт, у тех же китайцев, где отработаны система и методы производства в нынешних реалиях. В этом нет ничего зазорного.
При этом мы не преследуем цель на 100% наводнить страну отечественными автомобилями. Пусть по нашим дорогам разъезжают и иномарки. Ведь мы не собираемся закрываться от внешнего мира. К тому же здоровая конкуренция всем только пойдёт на пользу.
НУЖЕН ЛИ ЗАВОД НА ПОЛУОСТРОВЕ?
— На круглом столе вы упомянули, что один из заводов по производству автомобилей можно открыть в Краснодаре. Но наш разговор происходит в Симферополе, поэтому возникает естественный вопрос: а почему не в Крыму? Опасаетесь санкций?
— Дело не в санкциях, а в логистике. Допустим, откроют завод в Крыму. Но машины всё равно придётся отправлять на материк.
Тот же «АвтоВАЗ» неслучайно создали не в Москве, не в Ленинграде, а в Тольятти, на Волге. Посреди России. Чтобы и на запад, и на восток было проще везти машины.
И ещё есть одна причина, по которой я против открытия крупного промышленного производства в Крыму. Ценность Крыма — в его неповторимой природе, уникальном воздухе. Здесь возможно развитие туризма и агросектора. Вряд ли разумно рассматривать этот райский уголок как промышленный регион.
— Прогнозы — неблагодарное дело, но всё же сможете предположить, когда произойдёт ощутимое возрождение отечественного автопрома?
— Конечно, за год и даже за пять лет ситуацию кардинально изменить не удастся, а вот лет за десять возродить в России автомобильное производство вполне реально, — убеждён Алексей Подщеколдин.
КРЫМ АВТОМОБИЛЬНЫЙ
Среди участников круглого стола был и экс-президент РОАД Олег Мосеев. Олег Евгеньевич много лет живёт и работает в Москве, но родом он из Симферополя. Поэтому крымская жизнь ему известна хорошо. И вопрос к земляку соответствующий:
— Каким видите будущее автомобильного Крыма?
— Потенциал у Крыма высокий, но «автомобилизация» по сравнению с тем же Краснодарским краем — низкая. Санкции, недавняя пандемия, временное закрытие аэропорта — всё это не лучшим образом отразилось как на экономике полуострова в целом, так и на благосостоянии отдельных граждан. Показатели не критические, но они пока «имеют место быть». Среди внутренних проблем я бы назвал невысокое качество автосервиса... Скоро все эти проблемы останутся в прошлом. Убеждён, бурное развитие республики продолжится. К слову, даже в нынешних непростых условиях власти РК не останавливаются, развивают инфраструктуру, дорожную прежде всего. Я смотрю на крымскую ситуацию с оптимизмом, потому что не верить в свою малую родину было бы странно.
На прощание Олег Евгеньевич признался, что думает вернуться на полуостров. Жить и работать. А это значит, что такие эксперты и профессионалы, как он, верят в будущее Крыма не только на словах.
Алексей ВАСИЛЬЕВ.
Фото автора.