В кавычках, конечно, и устами другого особенного ребенка, но всё же...
В специализированное учреждение для детей с особенностями развития, где трудимся мы с коллегами-педагогами, каждые полгода приезжают на трехнедельный курс абсолютно разные дети.
И я сейчас не имею в виду нозологии (а нарушения у детей - действительно разные: и двигательные, и зрительные, и речевые, но чаще, конечно, ментальные). Я сейчас говорю о возрасте. И, что касается возраста наших воспитанников, это могут быть и дошкольники, и ребята младшего и среднего школьного возраста, и совсем младенцы в конвертиках, и большие, почти взрослые парни и девушки 17-18 лет… В общем, от 0 до 18 - все наши.
И, как бы это ни было странным, все-все эти ребята посещают творческие кружки (я как раз в этом отделе работаю). И у всех: что у младенцев, что у почти взрослых людей - индивидуальные программы почти одинаковые, разве что в цифрах могут разниться, и то на пару-тройку единиц за определенную услугу.
Но вот кружковые занятия - стоят у всех! Как говорила (иронизировала) наша музрук:
- Да ну! Пропустить физиопроцедуры, укол, прием лекарства или массаж - подумаешь, какая невидаль! Забыть поставить нуждающемуся ребенку ЛФК - тоже ерунда. Но если хоть раз за курс ребеночек не поиграет на бубне под песенку про гусей, да не слепит черепашку из пластилина - ай-ай-ай, весь курс медным тазом накроется, зря только приезжали в стационар! И вообще:
Искусство можешь не любить,
А вот в кружки ходить обязан!
И так как ребят, "обязанных" ходить в каждый кружок, у нас очень много, посему далеко не всегда получается проводить с ними индивидуальные занятия. Чаще педагоги их объединяют в пары, тройки, а то и в подгруппы из 5 человек и более (ибо педагогов мало и их рабочее время не резиновое).
А так как у детей тоже есть свое расписание занятий и процедур, не так то просто объединить на одном занятии нескольких ребят, равных по способностям (ну не совпадает у них расписание: кто-то в это время свободен, а кто-то занят на той же физкультуре или у дефектолога).
Поэтому иногда выходит так, что в одну подгруппу (не по вине педагогов) могут попасть совершенно разные дети! Например, девушка-подросток 15-ти лет с УУО, пятилетний мальчик-"речевик", посещающий обычный детский сад и, допустим, жутко рассеянный и активный мальчик 10-ти лет, который хоть и всё понимает, и делает, но отвлекается каждые 3 минуты на посторонние вещи.
Странная "смесь", правда?
А хотя, если взглянуть в эту подгруппу поглубже, то на деле эти ребята могут быть на одном уровне! И их поделки, сделанные в том же кружке лепки, могут мало чем отличаться друг от друга по качеству.
Так что, приходим к выводу, что в кружковой работе с особенными детьми возраст - дело пятое. Если только дети сами на это не обратят внимание!
Майя и Артур
Занимались у меня в кружке оригами в одной группе милейшие люди: Майя и Артур.
Майя: девочка 5-ти лет, психоэмоциональные нарушения.
Разговаривает, с простыми просьбами и заданиями - справляется, элементарными навыками самообслуживания - владеет, но в поведении - не упорядочена, криклива, плаксива, очень чувствительна к резким звукам, страдает ночным недержанием (и того, и другого).
Со сверстниками (или с младшими) ведет себя агрессивно: толкается, кричит на них и машет руками, может отнять игрушку или конфетку. А если получит сдачи сразу плачет и маму зовёт.
С педагогами и старшими детьми - наоборот, дружелюбна и сговорчива. Рассказывает и про садик, и про редиску в огороде (у нее дома в деревне).
На занятиях - старается, не "выкаблучивается", задания выполняет. Может даже нарочно играть "девочку-лапочку", чтобы ее похвалили.
Единственное, что может омрачить урок, если педагог, не дай бог, похвалит при Майе какого-нибудь малыша или сверстника. О, тогда пиши пропало! Майя всё зло на нем сорвет и перепугает как ребенка, так и его сопровождающего родителя.
Артур: мальчик 16-ти лет, самое модное в наше время ментальное расстройство.
Не разговаривает, но всё-всё понимает! И слышит хорошо. Да, я не шучу, такие люди существуют! За все годы, что Артур приезжал в стационар, никто и никогда от него не слышал ничего, кроме мычания и мяуканья, но зато любую просьбу он выполнит на раз и качественно! Ну, если в это время он находится здесь, а не летает где-то в себе.
Делать поделки по схемам - раз плюнуть, чистить картошку на занятии по бытовой адаптации - да легко, рисовать довольно сложный рисунок по образцу - выходит идеально по образцу! Даже если краски подходящей на столе нет, он будет смешивать из того что есть, но добиваться цвета как на образце, вот какой Артур!
А еще он настолько милый, добрый и спокойный, что, зная многих детей с его диагнозом, окружающие диву даются. Даже маленькие дети к нему тянутся.
Например, он лежит на коврике в игровой комнате, крутит спиннер, никого не трогает. Малыши могут в это время лазить по нему, топтать, за волосы дергать. А Артур - ни на кого не сердится, только улыбается. Ну, разве что может аккуратно снять с себя какую-нибудь малявку, если она ему на что-нибудь неудобное наступит (на волосы, например).
И, как ни странно, мамочки этих малявок не боятся сажать их играть рядом с Артуром. Будто бы чувствуют, что он их все равно не обидит.
Ты кто?
И вот, в первый же день после приезда, по "свежесоставленному" расписанию, пришли ко мне на кружковое занятие сразу 4 человека, и среди них были и Майя, и Артур.
Размещаю их вокруг стола, решаю, кому куда лучше сесть, а Майя - сразу к Артуру прилипла:
- Я тут сяду, с дядей! Это моё место!
- Он - не дядя, он же мальчик! - отвечает ей воспитательница, которая привела ребят в кабинет.
- Вы чооо? Мальчик - это вот! - показывает на своего ровесника, Андрюшу, - а это - дядя. Он большой и у него усы! Я только С НИМ сидеть буду!
А ведь Артурка - реально очень взросло выглядит. Высокий, и усы хорошо так пробиваются на лице. И вообще, как представитель своей нации, он имеет характерную "волосатость", вот прямо как реальный взрослый дядя.
Так и сидят они теперь на занятии вместе
И, видимо, Артурке нравится, что Майя его дядей обзывает, ведь он улыбается и не мычит на нее. А даже помогает складывать поделку, если надо, например, согнуть 4 слоя бумаги сразу, а у Майи не хватает сил.
Да и мне - тоже нравится их сочетание. Ведь присутствие "дяди" - явно дисциплинирует Майю, которая при нем уже не даст Андрюшке затрещину и не дернет еще одну девочку, молчаливую и безропотную Вику, за косичку. Хотя…
Майя "по-крупному" сердится, если Артур помогает с поделками другим ребятам! Вырывает заготовку из его рук и швыряет её хозяину со словами:
- Не лезь к нему! Этот дядя - МОЙ!
А Артур - безропотно улыбается, и до лампочки ему Майкины возмущения. И ему без разницы: лезет ли она к нему на колени, обнимает ли его за шею или просто вертится вокруг него - у него одинаковое выражение лица.
Мама Артура
Добрая улыбчивая женщина, с которой можно и поболтать, и обстановку в стационаре от нее разузнать, и попросить помощи на конкурсах или мероприятиях (с поделками, украшениями или участием в играх)! Вот точно, никогда она нам не отказывала!
А еще она время от времени заполняет карманы Артура карамельками, которые он с улыбкой раздаёт пристающим к нему малышам. Но пока лидером по сбору конфеток является Майя! И, кстати, с ее легкой руки, уже мама Артура стала в шутку называть сына "дядей":
- Ну что, дядя, пойдем на занятие?
Или так:
- Эй, дядя, а ну смотри сюда, не отвлекайся!
А то и так:
- Эх ты, дядя, забыл куртейку в кабинете!
Ну конечно, нельзя такое забывать! Ведь в карманах куртки - карамельки, которыми Артурка снова и снова будет мелких угощать!
Хмм, а может поэтому дети его так любят? И Майя тоже…
Жаль, если это так. Я бы лучше "покопала" и подумала о том, что же притягивает маленьких детей в молчаливом, совершенно отрешенном от мира сего человеке с взрослой внешностью и детской улыбкой.
А Вам, дорогие читатели, больше поводов для улыбок. Всем - добра!