Шел 1068 год. Дружины русских князей, Изяслава, Святослава и Всеволод Ярославичи на реке Альте потерпели поражение от половцев. Князья вынуждены были бежать с поля боя.
Изяславу же со Всеволодом Кыеву побегшю, а Святославу Чернигову.
Вслед за Изяславом и Всеволодом
людье кыевстии прибегоша Кыеву, и створиша вече на торговищи, и реша, пославшеся ко князи: «Се половци росулися по земли; дай, княже, оружье и кони, и еще бьемся с ними». Изяслав же сего не послуша».
Но Изяслав не прислушался к воле народа, и был изгнан. А на его место был посажен выпущенный из темницы Всеслав Полоцкий.
Двор жь княжь разграбиша, бещисленое множьство злата и сребра, кунами и белью. Изяслав же бежа в Ляхы.
Но изучая этот вопрос я столкнулся с рядом трудностей. И начались они как только я приступил к чтению летописного рассказа. Для начала следует разобраться с тем, кто такие «людье кыевстии», явившиеся в киев и сотворившие вече. Исследователи по разному отвечают на этот вопрос. Некоторые считают, что они являются остатками киевского ополчения, разгромленного половцами на Альте.
Иного мнения придерживался В. В. Мавродин. Он считал, что «людье кыевстии», это не бежавшие с поля боя ополченцы, и не княжьи дружинники. Ополченцы, будучи пешими, попросту не могли спастись от конных половцев. Они были либо изрублены, либо угнаны в качестве пленников. «Людье кыевстии» - это жители окрестных сел, бежавших в Киев от половцев, и принесших весть о том, что половцы опустошают киевскую землю.
Я все же склонен считать, что это была смесь ополченцев и сельских жителей, искавших спасения в городе. Дружинников мы отсеиваем сразу по причине того, что термин «людье» применялся лишь к массе простых свободных жителей, причем как горожан, так и сельских жителей.
Разобравшись с термином «людье кыевстии» мы видим, что в киевском восстании участвовали не только жители города, но и жители окрестных городов и селений. Ядром же восстания выступила киевская вечевая община, которая, действуя энергично, показала свое право на принятие не зависимо от князя важных решений. Следовательно, мы видим не просто стихийное восстание, а хорошо организованное выступление, призванное найти силу, чтобы остановить наступление кочевников.
Тихомиров особое место придавал месту, откуда началось восстание.
Совершенно ясен и тот квартал, где началось восстание. Это Подол, ремесленный и торговый квартал Киева. Восставшие собираются “вечем” на “торговище” и отсюда идут “на Гору”.
Восстание, возникнув на Подоле, было поддержано городскими ремесленниками и торговцами. Как было доказано многими исследователями, на Подоле проживало не только торгово-ремесленное сословие, но и часть киевской верхушки. Поэтому мы не можем ограничивать участников восстания одними лишь торговцами и ремесленниками.
Не можем мы согласится и с утверждением, что собравшиеся на вече были не вооружены и безлошадны. Иначе как ополченцы могли спастись от половцев. Но тогда, если верить летописцу, почему восставшие требовали для себя оружия и лошадей?
И тут становится ясно, что оружие было необходимо для людей, ранее не участвовавших в походах, и соответственно, не имевшие вооружения. Да и многие ополченцы, бежавшие с поля боя, для облегчения веса бросали оружие.
Разобравшись с некоторыми вопросами, хочу взять паузу, и собравшись с мыслями, продолжить данную тему в следующих публикациях. А вы, не забывайте ставить лайки и подписаться на канал.