Опубликован ряд поручений президента кабмину. В частности, Министерству просвещения поручено изучить возможность включить курс «цифровой гигиены» в уроки информатики. Я думал, что цифровая гигиена - как отличить в Интернете плохое от хорошего, как не попасться на удочку мошенникам - в современных школах и так изучается в том или ином виде. В виде финансовой грамотности - побороть финансовую безграмотность и т.д. Сейчас отдельно будет разработка (возможно, к следующему учебному году). Как бы для взрослых тоже цифровую гигиену сделать отдельным уроком (не информатики, но тоже распространять)? Потому что все больше и больше мошенников.
Сергей Михеев: Я думаю, для взрослых это просто. Сейчас, в основном, мы про это вспоминаем, когда слушаем криминальную хронику: такого-то пенсионера обокрали или такого-то известного человека обманули и т.д. Это может иметь вид широкой кампании по социальной рекламе, то есть: 1. специализированные передачи по телевидению и радио; 2. наружная реклама; 3. специальные сайты или раскручиваемые платформы в Интернете. Рассылки теоретически тоже можно, но мошенники очень быстро под любые рассылки подстроятся. Тут надо думать со специалистами, которые лучше разбираются в соцсетях.
Не устану повторять: отдельная ответственность лежит на банках. Слушайте, снабжайте своих клиентов соответствующей информацией! На самом деле их не снабжают. Да, им что-то говорят, но чтобы на системной основе или информационные семинары - этого не делают или не делают в достаточном количестве. Заходишь в отделение банка и видишь: «Возьми кредит под такой-то процент, положи деньги под такой-то процент» - и всё. Я ни разу не видел, чтобы там на тебя со стены смотрел огромный плакат или чтобы с интерактивного экрана увещевали: «Смотри, не поддавайся мошенникам! Какие отличительные способы». Здесь нужна просветительская работа, которая в отношении тех, кто уже нигде не учится (взрослых людей), может только носить характер социальной рекламы.
Плюс, правоохранительным органам, нашим профильным специалистам в Госдуме надо разрабатывать законы, ужесточающие ответственность за все эти вещи, за слив баз данных. Пока это всё происходит безнаказанно. Вы просвещайте как хотите, а преступники найдут еще какую-нибудь лазейку и т.д. То есть здесь нужны: 1. технические средства блокирования; 2.ответственность; 3. социальная реклама.
Как Вы всегда говорите, нужен системный подход к любому делу, в том числе и к этому.
Сергей Михеев: Это очевидно. Здесь не надо быть академиком. Видимо, некому собрать это вместе. Это вопрос стратегии. Я говорю: «системный подход», а в реальности это всё разбито на разные ведомства, и каждое ведомство говорит: «Мы по своей линии вот это делаем», «А мы это делаем» и т.д., но в комплексную картину это не складывается. Пока это не будет некая программа, которая в себя разные ведомства разных заинтересованных лиц включит под общую цель и задачу с одной методикой и с одним пошаговым планом, всё это развалится - каждый будет кивать на соседа. Этого не хватает!
Порог беспошлинного ввоза товаров из зарубежных онлайн-магазинов вернулся к прежним €200, а Болгария и Румыния начали выдавать шенгенские визы россиянам. Любопытный опрос провел Superjob, что каждый второй россиянин назвал уместными розыгрыши и шутки среди коллег 1 апреля. 63% опрошенных считают, что юмор скорее помогает в рабочем процессе. Но розыгрыш коллег 1 апреля рискуют устраивать лишь каждый восьмой (13%), а над руководителем может подшутить лишь каждый десятый. Начальника не боятся разыгрывать, в основном, сотрудники старше 45 лет (другие побаиваются). В целом делается вывод, что с 2010 года россияне вдвое реже стали дурачиться 1 апреля (но это по опросам). Нужно ли 1 апреля дурачиться и как дурачиться? Нужно ли разыгрывать коллег и начальство? Или не стоит этого делать?
Сергей Михеев: Я лично абсолютно убежден, что шутка юмора и острое словцо нам помогают жить и справляться в том числе с тяжелыми ситуациями. Только чтобы юмор не был оскорбительным и злым (шутка тоже может убивать). Поэтому, если юмор достаточно добрый и умный, я считаю, что он всегда уместен. Насчет розыгрышей: вопрос в том, что называть розыгрышем. Если он добрый, если в итоге посмеются все и никто не заплачет, то почему бы и нет. Но иногда бывают такие розыгрыши, когда тем, кто разыгрывает, смешно, а тем, кого разыгрывают, или жутко обидно, или плакать хочется. Такие розыгрыши не нужны. Нужно то, что будет прибавлять доброту, от чего всем станет чуть-чуть получше или от чего всем будет удобнее выполнить какую-то рабочую задачу. А если просто подставлять друг друга, то это не розыгрыш. Мне разыгрывать особо некого.
Вы сами обидитесь на «белую спину» или нет?
Сергей Михеев: Не знаю, но пробовать не советую (смеется). Все первоапрельские шутки уже остались немножко в прошлом. Но, еще раз повторю, доброму юмору всегда в этой жизни есть место. Он помогает преодолевать многие трудные ситуации.
Как и искрометные цитаты из советской киноклассики.