Что за бомба замедленного действия под названием «Солтберн»?
Сейчас обсудим.
Две номинации на премию Золотой глобус за лучшую мужскую роль и лучшую женскую роль второго плана; бесконечные обсуждения противоречивого характера; своя каста восторженных зрителей/критиков и тех, кто не понимает сего восторга; весьма необычный актёрский состав с громкими именами и новичками в индустрии; сравнение с уже существующими представителями кино и книжной индустрии («Талантливый мистер Рипли» Патриции Хайсмит, «Посредник» Лесли Поулз Хартли, «Возвращение в Брайдсхед» Ивлина Во).
Достаточно много факторов для появления хоть малой толики интереса к данной ленте, не находите?
Феликс Кэттон (Джейкоб Элорди, «Эйфория», «Присцилла: Элвис и я», «Будка поцелуев») – богатый, популярный и сексуальный студент-аристократ Оксфорда. Рядом с ним постоянно вся атрибутика «высшей элиты молодняка»: пьянки, девки, запрещённые вещества и куча людей под ногами, жаждущими внимания.
Оливер Квик (Барри Кеоган, «Убийство священного оленя», «Бэтмен», «Чернобыль») – типичный студент-стипендиат, тихий, без вредных привычек, максимально неприметный и никому не нужный.
Типичное описание людей, которые никоим образом не должны никогда оказаться ближе, чем на расстоянии пяти метров, но по велению судьбы оказываются и становятся лучшими друзьями. Магия кино, где в жизни такое вряд ли должно случиться? Однозначно. Но история закручивается таким лихим образом, что к тому, что мы увидим перед самым началом финальных титров, прийти, ну, практически невозможно. Хотя… как знать.
«Солтберн» - название поместья, которое принадлежит семье Феликса (Элорди), куда приглашает вышеупомянутый богач нашего скромнягу Оливера (Кеоган) на летние каникулы, дабы хорошо провести время и отвлечься от гнусных событий, произошедших накануне.
По прибытию нас встречают с широко распахнутыми воротами весьма интересные личности:
- дворецкий с лицом необузданного маньяка
- папка преклонных лет, который пытается сохранить интерес к своему аристократическому происхождению
- сексуальная младшая сестра Феликса, постоянно транслирующаяся с сигаретой в зубах и неподдельным интересом к взрослым шалостям
- не менее сексуальная мамка в лице Розамунд Пайк (по «Исчезнувшей» я поняла её возможности игры не сильно уравновешенных в определенных критериях дам)
- кузен афроамериканского происхождения с той же сигареткой в зубах, любовью к запретному и выставлению напоказ своей неприязни к «белой вороне», прибывшей в «королевство». Единственный герой, не скрывающий своего истинного отношения к герою Кеогана.
- подружка мамки, вся в татуировках изящно-тюремного стиля, вечно страдающая и вечно проблемная. Искреннее отношение к которой, кстати, показывается по итогу только после выставления последней из поместья.
Отойдём от описания сюжета и всё-таки отметим особенности, за которые данный фильм стоит отметить:
Он стопроцентно создан по канонам современности. Беспроигрышно будет своя каста заинтересованных зрителей, как минимум, отдавая дань красоте операторской работе. Боже, какая потрясающая игра кадров и цвета в них. Всё очень живо, сумбурно, громко и таинственно одновременно. И хитовая музыка двухтысячных. Как же уши кайфовали и тело дёргалось в такт аккордам.
НО фильм определённо не потокового просмотра. Не для всех, т.к. чем дальше ты погружаешься в сюжетную линию, тем больше ужасаешься происходящему на экране.
Те события, то поведение и те поступки, которые транслируются один за другим просто ошеломляют неподготовленные умы. Без преувеличения скажу, что происходящее пугает и отторгает именно душу. Ведь сама по себе история настолько грязная, гнилая и протухшая насквозь, что очень тяжело оставаться равнодушным или наоборот заинтересованным в конкретно кинематографическом ключе для последующей оценки.
И я осознанно принимаю тот факт, что заядлые кинозрители привыкли ассоциировать элиту с потенциальным каннибализмом, рабовладением, убийствами непокорных и прочим. Да-да, мы посмотрели за столько лет невероятное количество фильмов, где как только не изощрялись люди, которым приелась жизнь, где есть всё и даже больше. Здесь такого не увидите, многие рецензисты опять-таки относят картину к разряду переоцененных как раз из-за отсутствия данных «не клише», многим не по нраву, что в ряд развлечений богачей идёт посредственные домашнее караоке, маленькое застолье «собрания всех Генри дворянства» и лабиринт минотавра за окном. Я всё же считаю, что в «Солтберне» эти типичности как раз и отражают одинаковость жизни приевшихся и необходимость присутствия этих типичностей, т.к. основной акцент всё же не должен концентрироваться на таких мелочах.
В каждой из этих карикатурностей зарыт весьма глубокий смысл, формирующий концовку, как целостную закономерность всех действий, приводящих к ней. А может, мы всё должны были понять чуть ли не с самого начала повествования, но зачем?
Мы приходим смотреть ту или иную картину для получения удовольствия. Здесь в этом плане эстетика отрабатывает на полную мощность. Она есть во всём, начиная с поместья, где происходит большая часть действа, заканчивая героями и окружающим миром вокруг них.
Можно создать целый цитатник на основе картины. Практически к каждому кадру будет либо своя сатира, либо ирония, либо афоризм, который чётко и ясно передаст смысл. И что самое важное – каждый его поймёт при более глубоком взгляде на сюжет.
Итог:
Я практически мгновенно стала фанаткой «Солтберна». Благодаря этому кино, прониклась интересом к вышеупомянутым произведениям писателей. А также вдохновилась тем, чтобы не стать в течение жизни тем самым Оливером Квиком. Аристократом, а главное, аристократом с деньгами быть несложно, главное – не потерять себя при этом и не позволить этой жизни приесться до невообразимых масштабов.
Картине ставлю 10 из 10, готова пересматривать.
Это моё.
Это вдохновляет, несмотря на одну гниль.
Хорошего не ищите – не найдёте. Но кому нужен вечный happy-end? Он, конечно, вдохновляет и греет, но иногда нужно хладнокровие и интерес к тёмному, чтобы познать глубину и тонкость света, которого временами каждому из нас не хватает.