Найти тему
Navygaming Channel

Неожиданный успех там, где была бы гибель

Как правило, в военных противостояниях побеждает тот кто имеет преимущество в вооружении и боевых характеристиках, но иногда многое (или почти всё) решает внезапность. В борьбе на море это также имеет место, причем не редко.

В начальный период Первой Мировой войны, например, торговое судно встретив подводную лодку, имело очень мало шансов спастись – оно могло либо постараться уйти за счет большей скорости при плохой видимости, либо таранить лодку. Такое могло случиться не часто, как правило, лодка оказывалась более маневренной и скоростной. За всю войну от тарана торговых судов
погибло менее десятка немецких лодок.

Гибель "Лузитании", рисунок
Гибель "Лузитании", рисунок

Однако иногда происходили удивительные истории.

В июне 1917 года пароход английской компании «Кунард Лайн» - «Валерия» (5865 брт) вышел из Нью-Йорка с грузом для Англии. Рано утром 20 июня у юго-западных берегов Ирландии пароход неожиданно ударил­ся о какой-то погруженный предмет, хотя в районе по карте никаких мелей не значилось.

Компания "Кунард Лайн" имеет большую историю
Компания "Кунард Лайн" имеет большую историю

Зато несколькими минутами спустя на поверхность с резким дифферентом на корму всплыла подводная лодка. Заметно было, что сбит один перископ. Субмарина, вероятно выходя в атаку, случайно попала под таран и от сильного удара потеряла способность управляться, команда, видимо, находилась в шоковом состоянии.

Комендор из военной команды транспорта не растерялся (на транспорте имелись орудия!), опустил ствол пушки максимально низко и открыл огонь в упор. Первый же снаряд попал в лодку, третий ударил в основание боевой рубки и субмарина исчезла с поверхности.

Скорее всего, так закончила свой путь лодка U-99 (капитан-лейте­нант Эльтестер), Она вошла в строй всего менее квартала назад, 28 марта. Допустимо, что экипаж не смог справиться с управлением 800-тонным кораблем.

Внешний вид подводной лодки, к данному типа принадлежала U-99
Внешний вид подводной лодки, к данному типа принадлежала U-99

Правда, по немецким данным U-99 была потоплена 7 июля 1917 года торпедой английской субмарины J-2 в Северном море, все 40 человек экипажа погибли. В других источниках упоминается, что U-99 погибла в Северном море в тот же день от торпеды английской субма­рины J-13. Иногда просто указывается «погибла в Северном море в 1917 году». Так что уверенности в точном номере лодки, на которую «наехал» неожиданно транспорт «Валерия» в июне 1917 года, нет.

Но не всегда такие неожиданные столкновения кончались чьей-то гибелью.

Повреждения перископа на Л-3
Повреждения перископа на Л-3

13 ноября 1942 года в Балтийском море (в районе мыса Акменрагс) под случайный таран при атаке конвоя попала лодка Л-3 капитана 3 ранга П.Д.Грищенко. Суб­марина находилась на глубине 9,5 м и большой глубокосидящий транс­порт «проехал» по перископам и рубке, когда лодка по данным акустики выходила на цель. Уже перед самым залпом командир решил уточнить положение цели и подвсплыл под перископ. Он получил контузию, а тяжело поврежденная лодка с большим трудом пришла в базу. По имеющимся данным лодка тогда потеряла оба перископа. Кстати, данное происшествие не помешало экипажу подводной лодки выставить минную банку в том же районе (буквально через 15 минут после столкновения).

Командир Л-3 капитан 3 ранга П.Д,Грищенко
Командир Л-3 капитан 3 ранга П.Д,Грищенко

Противоположная ситуация сложилась в феврале 1945 года опять на Балтийском море. Щ-318 (капитан 3 ранга Л.А.Лошкарев) занимала позицию районе Либавы. Погода стояла очень плохая, холодно, снег, пронизывающий ветер, частые туманы.

3 февраля около 4 часа ночи Щ-318 едва не столкнулась с судном, которое вышло на нее из мглы, форштевень лодки разошелся с бортом транспорта в 15-20 м. От гибели субмарину спасла только мгновенная реакция командира и высокая выучка экипажа, сумевшего выполнить нужный маневр на поворот влево. Через неделю ситуация повторилась несмотря на усиленное наблюдение.

Немцы в тот момент, используя плохую погоду, направляли одиночные транспорты без ох­раны, для снабжения блокированной Либавы. Конечно, эти суда шли полным ходом без огней. 10 февраля ночью в снежной пелене в точке 56°24' с.ш./20°28' в.д. вахта заметила силуэт транспорта слева по борту только в непосредственной близости от лодки.

Советская подводная лодка Щ-318
Советская подводная лодка Щ-318

На нем, по-видимому, так же обнаружили подводную лодку. Капитан 3 ранга дал команду на погружение. Щ-318 с дифферентом 10° заскользила в глубину, а судно пошло на таран. Когда на глуби­номере в центральном посту показания были 4 м, субмарину потряс сильный удар, уклониться не удалось. Транспорт с полного хода ударил в кормовую часть левого борта. С заклиненным на погружение рулем лодка пролетела до 65-метровой отметки, еще немного - и ее просто бы раздавило: обстановка ухудшалась тем, что Лошкарев получил травму при ударе, и на какое-то время корабль остался без управления. И все же, сумев продуть цистерну быстрого погружения, подводники смогли остановить корабль у предельной глубины погружения.

Командный состав Щ-318, второй слева - командир лодки Л.А.Лошкарев
Командный состав Щ-318, второй слева - командир лодки Л.А.Лошкарев

Через час, всплыв на поверхность, подводники смогли оценить разрушения, вызванные столкновением: перебиты приводы управления кормовыми горизонтальными рулями, пробита кормовая цистерна главного балласта, повреждены торпедный аппарат № 6, вертикальный и горизонтальный руль, 4-метровая кормовая оконечность легкого корпуса свисала вниз, удерживаемая только нижними продольными связями.

Что характерно, на месте столкновения, после всплытия экипаж Щ-318 заметил, что море вокруг нее было покрыто слоем соляра, причем не лодочного, а от транспорта. Фактически лодка уходить под воду не могла и управлялась только изменением числа оборотов двигателя. Вот так, управляясь винтами, носовыми рулями и изменением балласта «Щ-318» начала возвращение в базу. Ночью 13 января у маяка Чекарсэрн тяжело поврежденную подводную лодку встретил эскорт и проводил в Турку, где «Щ-318» встала на аварийный ремонт.

Переход в надводном положении в течение четырех дней при плотнейшей немецкой противолодочной обороне в том районе был делом почти нереальным. Но кому везет, тому везет до конца. Щ-318 осталась целой и вскоре после ремонта снова вошла в боевой строй.

Повреждения Щ-318 полученные в результате столкновения
Повреждения Щ-318 полученные в результате столкновения

Относительно судна, которое таранило «Щ-318» ночью 10 февраля 1945 года существует много белых пятен. Советская сторона заявляет (по данным П.Боженко), что это был германский прорыватель минных заграждений «Аммерланд» (2452 брт), (по данным В.И. Дмитриева транспорт «Август Шульце», бывший «Аммерланд-2»), который не пережил столкновения с подводной лодкой, пропорол себе днище и борта, и затонул от полученных повреждений.

Немецкий прорыватель заграждений "Аммерланд"
Немецкий прорыватель заграждений "Аммерланд"

Противник утверждает, что «Аммерланд» действительно погиб в результате столкновения в этот день и в этом районе (56° 26' с.ш./20° 30' в.д.), но не с подводной лодкой, а с транспортом «Карл» (бывший латвийский «Амата», 1132 брт, захваченный в Либаве в 1941 г.). Конечно интересно, в чем же причина, но главное что противник затонул, )

Для справки: Судно построено в 1921 году, размерения: 85х12,3 м. Тип судна: Грузовое судно ("Август Шульце",  1921-1938); прорыватель минных заграждений ( "Аммерланд", 1938-1945). Водоизмещение: 2452 брт
Силовая установка: паровая машина и два огнетрубных котла “Bremen Vulkan” (Vegesack), скорость: 11 узлов. Экипаж: примерно 50 человек.
Инициирование подрыва мин воздействием на их взрыватели. На контактные взрыватели прорыватель воздействовал собственным корпусом, на неконтактные – специально усиленным уровнем собственных физических полей (магнитного, акустического, гидродинамического). Корабль был вооружен: одним 105 мм орудием и двумя 20 мм зенитками Flak 38. В носовой части  находилась большая  электро-магнитная катушка, созданная для воздействия магнитных полей на взрыватели морских мин. Был усилен корпус, отсеки герметизировались. На случай подрыва корабля, в трюма устанавливались дополнительные водооткачивающие насосы. По мимо всего прочего в носовом трюме находились пустые железные бочки, ими загружали корабль для большей живучести в случае получения повреждений и проникновения воды в трюм.

Кстати, в 2006 году "Аммерланд" был найдет латвийскими рыбаками (примерно в том же районе по координатам), обследован драйверами и сейчас является достаточно известным местом для подводных экскурсий.

Бочки "Аммерланда"
Бочки "Аммерланда"

Вот так неожиданный успех от случайного столкновения с противником может поджидать как подводников, так и торговых моряков.

По материалам П.Боженко и материалам интернет-ресурсов