Кому первого апреля было точно не до смеха, так это родителям будущих первоклассников. Сегодняшнюю ночь большинство из них провели за компьютером в попытках записать своего ребенка в школу. В последние годы это занятие превратилось в безжалостное соревнование, где важно опередить соседей, чтобы попасть в желанное учреждение.
Но если раньше бились за ту школу, где лучше учителя, где больше медалистов выпускается, то сейчас появился еще один критерий выбора: школы, где меньше всего детей мигрантов. А таких школ с каждым годом все меньше.
Важный дисклеймер: все, что будет написано ниже - мои личные рассуждения, как отца маленькой девочки - будущей первоклассницы. Я не хочу никого обидеть или оскорбить. Я просто пытаюсь разобраться в ложившейся ситуации.
Если еще в 2015 году, как посчитали социологи, доля русских детей в школах была около 85-93%, то сейчас эти цифры куда ниже. Например в Екатеринбурге, где я живу, сразу несколько школ начали учебный год с классами, где около 80% - мигранты. В основном - из Средней Азии. Поэтому теперь борьба за места в школах идет и с ними.
И не поймите меня не правильно. Я не расист, хотя к некоторым национальностям отношусь достаточно предвзято, но меня смущают некоторые моменты.
Основной из них - гуглится очень легко: дети мигрантов совершают преступления гораздо чаще, чем русские дети. Причем преступления - опасные. Я сейчас не буду приводить примеры, вы из легко найдете.
Второй момент тоже на поверхности: лишь около 20% приезжих детей знают хотя бы в какой-то мере русский язык. А теперь представим ситуацию: сидит моя дочь на уроке и девочка, например, из Киргизии. Пока учитель будет находить слова, чтобы объяснить тему второй девочке, моей дочери и другим русским детям в классе, будет интересно? А будут ли они успевать проходить программу?
Третий момент - мои любимые исследования. А они показывают: второе поколение мигрантов гораздо опаснее для общество, чем их родители. Это связано с тем, что они оказываются на стычке двух культур, сталкиваются с непониманием, рассизмом и прочими неприятными штуками.
А я напомню, что наша полиция каждый год рапортует об увеличении числа преступлений, совершенных мигрантами. Что же будут делать их дети? Ответ в моем первом тезисе.
Четвертый момент не очевидный, но самый спорный, на мой взгляд. Во многих городах России сейчас обсуждают меры, как сделать обучение детей мигрантов - комфортнее для них. При этом, если вы поищите, то не найдете ни одного предложения о том, например, чтобы сделать приоритетной запись в школы для коренных жителей.
И если вы думаете, что так происходит только в России, то нет. Это тенденция присутствует практически во всех странах, более менее привлекательных для миграции.
Например, в Германии учащиеся-мигранты составляют почти 20% от общего числа школьников в стране. В Берлине эта цифра достигает 25%.
В США не хватает зданий школ для того, чтобы разместить всех прибывших в страну детей мигрантов. Не так давно там гремела история, что из своего помещения выгнали детей с ограниченными возможностями здоровья, чтобы позволить обучаться там приезжим. Просто здание было большим, вот его по сути и отжали. А я думаю, не надо объяснять, почему детям с ограничениями НЕОБХОДИМО большое здание.
В Японии ситуация похожая, но там лишь четверть государственных школ согласились выделить квоты для детей мигрантов. Остальные зачисляют только по результатам экзаменов, сдать которые приезжие чаще всего не могут. Жестоко ли это? Да, жестоко. Но как иначе?
Через 5 лет в ночь на 1 апреля я, вероятнее всего, буду точно также сидеть перед экраном компьютера и пытаться записать свою дочь в первый класс. И, простите, мне сказанное дальше, но основным моим критерием выбора школы будет наименьшее число детей мигрантов. А уж методики преподавания мы переживем. Я учился в деревенской школе и проблем с недостатком знаний не испытывал.
________________
Спасибо, что прочитали. Я буду рад услышать ваше мнение об этой теме. Особенно от тех, чьи дети сейчас учатся с иностранными детьми.
Еще интересные статьи: