- Оцените степень своего занудства по 10-балльной шкале.
- 9,768...
Наверно, занудные взрослые вырастают из детей, которых не научили шутить. Статистику такую никто не вёл, конечно. Но по наблюдениям педагогов, дети с чувством юмора обычно более общительны и эмпатичны, а также нестандартно подходят к решению задач. Благодаря чему чаще занимают место лидера в своём коллективе.
Мне нравятся люди с чувством юмора. Когда можно посмеяться над трудностями, жить легче. Хотя однажды меня чуть не убедили в обратном.
Попала я лет в 20 с небольшим к психологу. Она меня спросила, какие качества я ценю в мужчинах. Помимо всего прочего, я назвала чувство юмора. Психолог тогда надо мной посмеялась: "И что вы с этим юмором будете делать? Мусор с юмором выносить?" И я, послушав "умную" взрослую тётю, засомневалась в себе и своих критериях. А надо было сомневаться в психологе😕 В общем больше не сомневаюсь: чувство юмора - это важно. Кстати, решать, кто выносит мусор, у нас с мужем отлично получается с помощью "камень-ножницы-бумага».
Известный специалист по возрастной психологии П. Макги выделяет нескольких стадий развития юмора у детей. Первые две стадии – в возрасте до 3 лет, это когда малыш сначала реагирует на улыбку взрослых, а потом на выглядывание с «ку-ку».
Нас интересует третий этап, как раз возраст от 3 до 7 лет. По-научному называется этап «концептуального несоответствия». Т.е. у ребёнка уже достаточно знаний, чтобы выделять ключевые признаки объектов и группировать объекты по нескольким признакам. На основе несоответствия этих признаков и будет строиться юмор.
То есть для дошкольников смешным будет что-то вроде мяукающего петуха с лисьим хвостом.
Итак, 4 простых способа развить чувство юмора у детей:
- Шутите сами, пример показывайте.
Шутите на уровне ребёнка. Шалите и веселитесь вместе. Создавайте то самое «концептуальное несоответствие». И обязательно с эмоциями на лице и задорным голосом. Ребёнок знает, что штаны надо надевать на ноги – предлагаем другое "давай штаны на голову наденем". Можно продолжать развивать тему, придумывая смешную историю по ходу: «Звать тебя будут теперь не Петя, а головоног, и ходить тебе на голове придётся». К этому моменту дети обычно уже начинают хихикать и придумывать продолжение. - Играйте в весёлые игры. Используйте разные пособия и придумывайте сами.
Примеры таких игр:
* находить на картинках несоответствие (цветы на засыпанных снегом кустах, например)
* рисовать зубной пастой усы и не только
* выдумывать несуществующих животных (рисовать, лепить, играть в них)
* искать сходства у непохожих объектов (например, у стола и яблока, у моря и лестницы). - Читайте книги и смотрите мультики с юмором. Иногда детям сначала приходится объяснять, в чем забавность ситуации. Со временем уже могут сами замечать смешное.
Для этих целей «Сказки» Владимира Сутеева с его же иллюстрациями идеально подходят.
Из иностранных авторов могу порекомендовать Свена Нурдквиста, серия книг про старичка Петсона и котёнка Финдуса, там тоже много весёлого в картинках и текстах. - Поощряйте и поддерживайте любые попытки пошутить. Смейтесь шуткам ребёнка, даже если получается пока не очень смешно.
Кстати, иронию и сарказм, которые так нравятся взрослым, лучше приберечь для детей постарше. Дошкольники не обладают критическим мышлением, и могут принять за чистую монету. "Ты бы свои сапоги ещё на плиту поставил!" – возмущаетесь вы. А дитё и поставит, раз просите.
Но постепенно можно вводить и иронию. У меня ребёнок, если не понимает по моей реакции, шутка или нет, на всякий случай уточняет: "Ты пошутила?"
Пусть вам живётся весело! Делитесь в комментариях смешными высказываниями своих (и чужих) детей, посмеёмся вместе!