Уникальный портрет «вождя народов» – работа известного советского живописца Исаака Бродского – подлежал уничтожению, но был надежно спрятан. Только сейчас, спустя долгие десятилетия, можно увидеть восстановленное полотно – в «Музее-квартире Аллилуевых» проходит выставка редких реликвий.
…В не такие уж давние времена СССР
В дом № 17 на улице 10-я Советская, попасть было непросто. В квартире № 20 бывшего доходного дома работал открытый в 1930-ые годы музей В. И. Ленина. В таком месте мечтала побывать каждая международная делегация и другие гости города на Неве. Записываться на посещение нужно было заранее.
После распада Советского Союза ажиотаж постепенно стих. В те дни, бывало, в перепрофилированный музей прорывались агрессивные элементы, желающие выразить свою, мягко говоря, нелюбовь к лидерам социализма. Но и они незаметно ушли в тень.
А сегодня здесь находится филиал Государственного историко-мемориального музея «Смольный» — «Музей-квартира Аллилуевых», снискавший за годы своей работы и любовь местных жителей, и восхищение туристов. И не только потому, что каждый сантиметр музейного пространства здесь дышит большой историей. Сотрудники музея умеют удивлять каждого, кто переступает порог этой квартиры.
Конспирация
— на первом месте
В четырехкомнатной квартире на 10-й Советской улице (бывшей Рождественской), где сейчас находится музей, в марте 1917 года поселилась семья рабочего, большевика Сергея Аллилуева. Этот человек навсегда связан с именем Иосифа Сталина — младшая дочь Сергея Яковлевича Надежда стала женой будущего «вождя народов».
Глава семьи Сергей Аллилуев, его жена Ольга Евгеньевна и четверо их детей — сыновья Павел и Федор, дочери Анна и Надя — до своего вселения в эту квартиру сменили немало адресов. Сергей Аллилуев женился на Ольге Федоренко в 1893 году. Четырнадцатилетняя девушка сбежала в Тифлисе от родителей с одним узелком. Ей нашли богатого жениха, владельца колбасной лавки. Но Ольга не захотела связывать жизнь с человеком, который был старше ее почти на сорок лет. И вскоре вышла замуж за Сергея.
В 1898 году супруги вступили в социал-демократическую партию, стали активными участниками революционного движения в Закавказье. Революционеры с большим стажем вынуждены были переезжать с места на место — в силу своей деятельности. Новая квартира, расположенная в Песках, оказалась очень удобной. В доходном доме, построенном по проекту известного архитектора Мариана Лялевича, имелись канализация, печки в каждой комнате и другие удобства. Но главное, дом стоял на тихой окраине, имел черный ход — еще одно существенное преимущество. Сергей Аллилуев трудился в то время на городской электростанции, работа приносила высококвалифицированному рабочему 150 рублей ежемесячно. Половину суммы отдавали за жилье, остальных денег вполне хватало на приличную жизнь. У исследователей советской истории есть версия, что часть денег на содержание этой конспиративной квартиры выделялась из партийной кассы, но подтверждающих документов на этот счет нет.
Когда вскоре после переезда сюда Аллилуевых в квартире появился Владимир Ленин, то сразу попросил хозяйку показать ему черную лестницу. Все внимательно осмотрел и сказал, что здесь легко можно спуститься в соседний двор и незаметно уйти. В общем, и радушные хозяева, и сама просторная квартира ему приглянулись сразу.
«Ленин остался у Аллилуевых и скрывался у них в те бурные для российской империи дни, когда в июле 1917 года Временное правительство объявило его германским агентом, а партию большевиков обвинило в попытке вооруженного захвата власти».
Был издан приказ на арест Ленина. Далее его ждал суд. И Владимир Ленин был надежно спрятан у Аллилуевых. Три июльских дня он жил у них вместе с товарищем по партии Григорием Зиновьевым. И успел написать несколько работ — «К вопросу об явке на суд большевистских лидеров», «Дрейфусиада» и другие. Уцелел, между прочим, и тот самый стол, за которым Ленин писал эти работы…
Тут же, в квартире, 7 июля 1917 года состоялось совещание членов ЦК, на котором обсуждался серьезный вопрос: нужно ли являться Ленину на суд? Большинство партийцев выступили против явки. Но и оставаться было опасно. Тогда решили, что Ленину нужно срочно покинуть город, укрыться в поселке Разлив. Однако прежде чем выйти из дома, Ленину до неузнаваемости изменили внешность — сбрили бороду и усы. Та самая бритва сохранилась до наших дней! И сегодня уникальный экспонат может увидеть каждый.
Как писал позже в воспоминаниях Сергей Аллилуев, «Владимир Ильич вместе с соратником по партии Григорием Зиновьевым отсюда окольными путями ушел на Приморский вокзал и уехал в Разлив…»
В атмосферу XX века здесь, в музее, погружаешься с первых же минут. В экспозиции — подлинные вещи той эпохи, сохранен прежний интерьер. И, кажется, так и витает дух тех лет, когда накануне Октябрьской революции будущие «вождь мирового пролетариата» и «вождь народов» принимали свои решения…
Сталин
— без политической подоплеки
Иосиф Джугашвили — Сталин пришел к старым тифлисскии знакомым, когда вернулся из долгой сибирской ссылки. У Аллилуевых жил с конца лета 1917 года — в анкете на осенних выборах в Учредительное собрание он указал этот адрес. И находился здесь до конца октября 1917 года, вплоть до вооруженного восстания.
И еще одно значимое событие случилось в этой квартире: тут началась любовь между Сталиным и младшей дочерью главы семьи шестнадцатилетней Надей Аллилуевой. В марте 1919 года Надежда стала женой будущего генсека. Через много лет их дочь Светлана скажет, что «именно здесь мама была по-настоящему счастлива». Когда вскоре после раннего ухода из жизни любимой супруги мать Сталина спросила в письме к сыну, как ему живется, он ответил: «Я не живу, мама. Я работаю».
«Фонды нашего музея собирались не одно десятилетие. И, хотя в 1990-ые годы он был перепрофилирован и стал называться иначе, бесценная коллекция оставалась в целости и сохранности».
– заведующая «Музеем-квартирой Аллилуевых» Наталия Бухарова
Сейчас в музее проходит выставка «Победителей можно и нужно судить!». И уже само название выставки вызывает интерес. Эта цитата из речи Иосифа Сталина на предвыборном собрании избирателей Сталинского округа Москвы, состоявшемся вскоре Победы, относится к итогам Великой Отечественной войны. Создатели экспозиции вынесли ее в заголовок неслучайно — фраза как бы приглашает нас к разговору о личности, страстные споры о которой продолжаются вот уж сколько десятилетий. Но предлагаемый разговор политического подтекста не имеет.
– Мы открыли выставку в год 70-летия ухода из жизни Иосифа Сталина, — продолжает рассказ Наталия Бухарова. — Но посвятили ее жизни руководителя Советского Союза до того момента, как он встал во главе первого в мире социалистического государства. Сегодня в общественном сознании укрепился определенный образ Сталина. При этом многие не знают его биографии, о том, как формировался характер, каким он был в молодости. Начинаем говорить об этом во время экскурсий, и посетители нередко задают вопрос: «Вы что, хотите обелить тирана?!» Ни в коем случае. У нас нет цели «навести позолоту» на облик или, напротив, очернить. В первую очередь мы предлагаем увидеть уникальные экспонаты, задуматься, а, возможно, переосмыслить свое отношение к Иосифу Виссарионовичу и нашему не такому далекому прошлому…
К выставке «Победителей можно и нужно судить!» ее создатели готовились тщательно. Им удалось найти не только редчайшие реликвии, связанные с Иосифом Сталиным, но и подобрать факты, о которых известно разве что людям, серьезно изучающим советскую историю. Например, мало кто сегодня помнит, что Сталин с юности писал стихи. Причем, они вошли в 1907 году в «Сборник образцов грузинской словесности», а в 1916 году в сборник «Родное слово» («Деда эна»), то есть задолго до его прихода к власти. В экспозиции можно увидеть ранние произведения и творение 1949 года, больше похожее на покаяние. Правда, авторство последнего стихотворения и по сей день вызывает вопросы у историков. Однако и опровергнуть сомнения пока не удалось.
А вот рисунок с изображением старейшей Тифлисской геофизической обсерватории. Скромная акварель расскажет еще один интересный факт из жизни Иосифа Джугашвили, ведь это его единственное официальное место работы до 1917 года. О чем говорит найденный сотрудниками музея в архивных фондах документ — справка о приеме на работу. Известно, что юный вычислитель-наблюдатель отработал в обсерватории около ста смен. И параллельно продолжал участвовать в марксистских кружках. После того, как в 1901 году в обсерваторию нагрянула полиция, Сталин спешно уволился и перешел на нелегальное положение. Можно сказать, отсюда и начался путь профессионального революционера.
Отдельная тема выставки — военный опыт Сталина, обретенный в годы Гражданской войны. Оборона Петрограда, освобождение Царицына (за что был получен орден Красного Знамени) показан в редких документах и снимках. На выставке можно увидеть уникальные живописные полотна, которые находились в запасниках музея «Смольный» почти семьдесят лет!
– Картины сохранились чудом, — продолжает рассказ Наталия Бухарова. — В 1956 году, вскоре после ХХ съезда компартии, из Москвы пришло распоряжение уничтожить все изображения Сталина, то есть отправить их на свалку истории. Тогда еще здесь, на 10-й Советской, работал музей-квартира Владимира Ленина, это был филиал Ленинградского Центрального музея Ленина. Фондами этого музея заведовала в то время Анна Александровна Короткова. Анна Александровна пошла, можно сказать, на должностное преступление — переставила все шкафы в фондах таким образом, чтобы создать «карман». И в этом потайном месте спрятала подлежащие уничтожению полотна. Только благодаря ее подвигу удалось сохранить работы, которые сегодня являются и произведениями искусства, и частью нашей истории. Удивительно: Анна Короткова прошла Великую Отечественную войну, служила в СМЕРШе. Но не испугалась пойти наперекор власти. Мы смогли отреставрировать картины, и теперь наши посетители видят того Сталина, которого не видели никогда.
Полотно «И. В. Сталин в Туруханской ссылке» известный ленинградский художник Ярослав Николаев, переживший блокаду города, написал в 1947 году. Искусствоведы называют созданный образ вождя одним из самых романтических — молодой Иосиф Сталин изображен здесь вдохновленным и решительным. К моменту очередной ссылки в Туруханский край (ныне это север Красноярского края) он был уже видным большевиком. В суровом краю ему предстояло провести под гласным полицейским надзором не один год. После пяти побегов из предыдущих ссылок шестой не состоялся — пешком из Туруханского края было не уйти.
Как не сказать еще об одной спасенной живописной работе, которую можно считать центром экспозиции – это картина одного из основоположников социалистического реализма, знаменитого Исаака Бродского. Портрет «И. В. Сталин у письменного стола» был создан в 1928 году по фотографии, сделанной двумя годами раньше. На снимке было изображено пять человек, почти всех тех соратников репрессировали. А сам Иосиф Сталин, как утверждают историки, не очень любил этот парадный портрет. Сегодня же он – гордость музея «Смольный». Сотрудники музея рассказали, что сегодня частые гости у них – представители молодого поколения. Оказывается, молодежи интересно узнавать подробности из жизни навсегда ушедшей социалистической эпохи, таившей в себе столько тайн. Немало загадок оставили после себя и вожди нашей некогда могучей страны под названием СССР. Часть из них сегодня можно узнать в музее.