Найти тему
XX2 ВЕК

Лучший способ сохранять воспоминания может зависеть от содержимого

Изображение: 3D МРТ мозга человека.
Изображение: 3D МРТ мозга человека.

Новые эксперименты психологов Питтсбургского университета и Темпльского университета предполагают, что для сохранения памяти может быть полезно как варьировать предмет нашего изучения, так и растягивать процесс обучения во времени — просто это зависит от того, что мы пытаемся запомнить. Работа проливает новый свет на то, как мы узнаём и запоминаем свой опыт объективной реальности.

«Многочисленные предыдущие исследования показали, что обучаемость и память выигрывают, когда занятия растянуты во времени, — говорит Бенджамин Роттман, доцент кафедры психологии и директор лаборатории бессистемного обучения и принятия решений в Питтсбургском университете. — Например, если вы будете зубрить в ночь перед экзаменом, вероятно вы вспомните эту информацию завтра, чтобы сдать экзамен, но может быть забудете её достаточно скоро. Напротив, если вы, приближаясь к экзамену, будете учить материал в разные дни, то скорее всего запомните его на более долгий период времени».

Этот «эффект растягивания» — одна из наиболее цитируемых находок психологии, но большая часть этой работы до сих пор основывалась на идее, что то, что вы пытаетесь выучить, каждый раз является идентичным повтором. Однако в реальной жизни так редко бывает — некоторые характеристики нашего опыта могут оставаться неизменными, в то время как другие имеют склонность к перемене.

Например, представьте себе регулярные посещения местной кофейни. Вы можете видеть те же столы, сиденья и декор, но вас при этом может обслуживать новый бариста. Неясно, будет ли в свете этих перемен эффект растягивания работать по-прежнему.

В двух экспериментах исследователи попросили участников повторно запомнить пары из вещей и сцен, которые были идентичны при каждом повторе, или когда предмет оставался тем же, но сцена каждый раз менялась.

В одном из экспериментов участников попросили выучить эти пары и затем проверить свою память с помощью своих смартфонов, что является необычным подходом для исследований обучаемости и запоминания. Это позволило исследователям попросить участников заучивать пары в разное время суток в течение всех 24 часов, что даёт более точное представление о том, как люди на самом деле заучивают информацию, чем в предыдущих лабораторных экспериментах. Во втором эксперименте исследователи собирали данные онлайн за один приём. Группа опубликовала свои результаты 12 марта в онлайн-версии журнала PNAS (Proceedings of the National Academy of Sciences).

«Ситуация позволила исследователям изучить эффекты запоминания как по разным временным масштабам, так и по содержимому того, что нужно было запомнить, — объясняет Эмили Кауэн, ведущий автор работы и постдок в Лаборатории приобретённой памяти Темпльского университета. — Имея это, мы смогли задать вопрос: как на память влияет и то, что человек запоминает — будь то точное повторение или, напротив, различные вариации изменений — так и то, когда это запоминается в ходе повторяющихся занятий».

Как и в предыдущих экспериментах, исследователи обнаружили, что растянутое во времени запоминание помогало участникам запоминать вещи. Но они также обнаружили, что память участников была лучше в отношении вещей, которые шли в паре с разными сценами, по сравнению с вещами, которые повторно показывались в той же сцене. Например, если вы хотите запомнить имя нового человека, может быть полезным повторять имя, но ассоциировать его с разной информацией о человеке.

«С другой стороны, — говорит Роттман, — похоже, что стабильность была на пользу тому типу памяти, который связывает вещи и сцены. Растягивание было полезно только для памяти на пары, которые повторялись в точности, и только если имели место достаточно продолжительные перерывы, по нескольку часов или дней, между занятиями», — сказал он. — Например, если вы пытаетесь запомнить имя нового человека, и что-то с ним связанное, допустим, его любимую еду, намного полезнее повторять ту же самую связку имя-еда несколько раз с перерывами между повторами».

Питтсбургско-Темпльские эксперименты представляют собой базовые исследования памяти, поэтому это исследование может не обязательно применяться в отношении некоторых типов заданий на запоминание в реальных условиях. «Из-за того, что память такая тонкая вещь, трудно дать чёткий совет касательно вещей вроде подготовки к экзаменам, поскольку материалы бывают очень разнотипные», — говорит Роттман. Но в теории наши результаты могут быть широко применимы к различным типам задач, вроде запоминания имён людей и связанных сними вещей, подготовке к экзамену и заучиванию новых слов иностранного языка».

Кауэн продолжил: «Наша задача предполагает, что как вариабельность, так и растягивание могут представить методы, позволяющие улучшить нашу память об изолированных характеристиках и ассоциативной информации соответственно, обеспечивая серьёзные применения для будущих исследований, образования и наших будней».

Помимо Кауэна и Роттмана, в исследовали участвовали Вишну «Дипу» Мурту, главный исследователь Лаборатории приобретённой памяти Темпльского университета и Ивэнь Джан, аспирант кафедры когнитивной психологии Питтсбургского университета.

Автор — Брюс Стил (Bruce Steele).

Перевод — Андрей Прокипчук, «XX2 ВЕК». Источники.

Вам также может быть интересно: