Представьте: лакей распахивает перед вами дверь кареты, вы ступаете шелковой туфелькой прямо на ступени Большого, возноситесь по ним в своём пышном платье, декольте которого прикрывают бриллианты. Всё вроде бы манифик? Ага, щас. Щас я вам расскажу, почему нет.
Сегодня с театром связаны минимум условностей. Оденься не вызывающе и веди себя прилично. Вроде и всё. Но попробуй собраться в театр в XIX веке. Правил, условностей и традиций столько, что пять раз подумаешь: оно мне надо? Рассказываю, как нам повезло ходить в театр в XXI веке.
Дресс-код тогда и сейчас
Бриллианты, туфли, веера, всё так здорово! Однако, одеваясь в театр, нужно помнить, что надо на 100% быть изящнее, богаче и пышнее, чем княгини Юсупова и Нарышкина. Вечернее платье с декольте, в декольте – драгоценности, без них – неприлично. Но! Если в этот вечер в театр изволит приехать государыня императрица, не сметь перещеголять её в красоте. Если хватит дерзости быть наряженной лучше Её Императорского Величества, придётся покинуть театр сию секунду. И такие прецеденты бывали.
То ли дело сегодня! Четверг, 18:00, убегаешь из офиса, хорошо, если туфли не забыла, а если и забыла – ничего страшного, кто тебя осудит – там все в джинсах ну или в лучшем случае в двойках «юбка-блузка». Нарядно, не повседневно (да и повседневно - что такого), и ладно. Чай Юсуповой нос не утирать.
Билеты тогда и сейчас
Да, тогда, если вы были из Шереметевых или Трубецких, то абонировали ложу на весь сезон и закрывали вопрос. Но если вы цирюльник с окраины Москвы? В театр попасть можно, однако за билетами придётся отстоять очередь всю ночь и весь день. Есть вариант, конечно, взять у перекупов, но билет и так червонец стоит, а перекупщики и все два возьмут!
Впрочем, эта проблема не решена и спустя двести лет. Театров стало в 100 раз больше, но билеты по-прежнему надо покупать или заранее, или у перекупщиков. А то и ночью за ними постоять.
Где разместиться
Тут всё строго. Если ты «челядь», тебе место на «райке» (нынче – галёрка). Верхний ярус, где ты будешь стоя смотреть на сцену и господ.
Самые высокопоставленные аристократы – в ложах бельэтажа (бельэтаж – этаж красоты, и ложи отделаны богато, и их посетители – сплошь блестящие придворные). Офицеры и чиновники размещались в партере. Но только мужчины. Дамам в партер ход заказан – неприлично так привлекать к себе внимание. Кстати, и в театр дама одна приехать не могла, если дорожила репутацией. Замужняя – с мужем, девица – в сопровождении маман, папа и старшей сестры. Анна Каренина пришла в театр без Алексея Александровича, помните, что было? Осудили-с. Да-с.
Да и выйти из ложи в фойе во время антракта нельзя. Если только дама не «какая-нибудь». Поэтому или припудрить носик в сопровождении, или сиди в ложе, блистай. Но были и преимущества – в ложи доставляли фрукты, шампанское, так пережидать антракт было веселее. Впрочем, и во время спектакля угощаться не возбранялось.
Сейчас, конечно, всё демократичнее. Буфет, очередь 20 человек, просекко за 750 рублей. Но зато билет можешь купить на какое угодно место, лишь бы денег хватило. Можешь прийти одна, отстоять очередь одна, и, подняв бокал за Станиславского, успешно без компании его прикончить. В смысле – бокал. А муж пусть дома лежит, «Глухаря» смотрит. Или чего у него там по НТВ.
Хлопать нельзя, кричать и смеяться тоже
Вы же приличная девушка. А значит, никаких аплодисментов или, спаси Господь, криков «браво». Такое позволено только мужчинам или этим, в «райке». «Эти», как правило, и были самой благодарной публикой и определяли успех или провальность спектакля. Клакеров и кликуш никто не отменял, но народ не обманешь. Бурными аплодисментами и несдерживаемыми криками «браво» верхние ярусы обрекали спектакль на хорошие рецензии в газетах - или наоборот.
Сейчас, конечно, проще. Хочешь отбить ладоши в восторженных аплодисментах – да сколько угодно. Можешь даже покричать. А если смешно – громко поржать посмеяться. А не вот эта вот улыбка в веер или отрепетированный хрустальный смехоперелив.
Шестичасовой спектакль! Как тебе такое, Константин Богомолов?
Да, в царской России спектакли были очень продолжительные. Точнее, не спектакли, а представления, можно сказать. Поскольку за один вечер показывали до трёх отдельных пьес. Под первую народ потихоньку собирался (не по-княжески это – подстраиваться под актёров и приходить к началу). Вторую постановку худо-бедно смотрели, перемещаясь из ложи в ложу со светскими визитами. Под третью – «разъездную» – расходились.
А могли и вовсе приехать послушать любимую арию или подарить брошь любимой актрисе (если ты пламенный гусар) и ретироваться.
Сейчас всё строже. После третьего звонка изволь находиться в своём кресле. Но зато и по три спектакля за вечер смотреть не придётся.
Кстати! В театре 19 века постановки так не холили и не лелеяли, годами в репертуаре не держали. Кино не было, интернета тоже, всё развлечение – театр. Никто по 100 раз на один и тот же спектакль ходить не будет, учитывая, что театров раз-два и обчелся. Поэтому премьеры бывали очень часто. В этом плане можно отметить современный театр Маяковского, некогда – «Парадизъ», где премьеры давали каждую пятницу. Круто? Да не очень, это отражалось на качестве постановок. Но и публика тогда была невзыскательная. Всё изменилось, когда в игру вступил К.С. Станиславский. Но это уже совсем другая история.
Актрисы – тогда и сейчас
Актёрская судьба тогда была незавидная. Ты можешь сколько угодно быть звездой сцены, тебе будут передавать подарки хоть от придворных, хоть от Его Величества, но тебя не пригласят в приличную гостиную (разве что спеть у рояля, чтобы развлечь господ), с тобой не будут дружить люди из светского общества и, конечно, на тебе не женятся. Можно, конечно, вспомнить, историю Прасковьи Жемчуговой, но это исключение, да и в том случае графу Шереметеву пришлось немало похлопотать перед царём.
То ли дело сейчас. Аня Чиповская, Екатерина Гусева, Марина Александрова, Екатерина Климова… Не только востребованные актрисы, бесспорные звёзды, но и светские львицы, законодательницы мод и стиля, и, безусловно, объекты мечты миллионов мужчин.
В общем, с какой стороны не подойди, а сейчас театр несопоставимо удобнее и лучше для зрителя: и билеты доступнее, и правила демократичнее, и постановки качественнее. Нам повезло. А уж актёрам-то!