Недавно мы изучали результаты тестирования видеокарт NVIDIA среднего ценового сегмента. Как выяснилось, GeForce RTX 4060 всего в 2.5 раза быстрее GeForce GTX 1060, хотя с момента выхода второй прошло почти 8 лет. Судя по тестам, наиболее значительный прирост произошёл в рамках старта продаж GeForce RTX 2060, после чего движение замедлилось. Фактически, если не менять процессор, то заметить разницу от перехода с GeForce RTX 2060 на GeForce RTX 3060 не выйдет, тогда как GeForce RTX 4060 и вовсе привлекает только более современной технологией масштабирования третьего поколения.
И вот здесь самое время заглянуть в статистику Steam. Если изучить список десяти самых популярных видеокарт, то можно прийти к выводу, что среди них нет ни одной дороже 400 долларов. При этом все они занимают около 40% рынка. Ну а если посмотреть немного шире, то выяснится, что меньше 1% всех геймеров смогли себе позволить GeForce RTX 4090, тогда как GeForce RTX 4070 Ti находится на руках 1.25% всех любителей компьютерных игр. Показатель распространения GeForce RTX 3080 немного выше (2.25%), но такой успех может быть связан с тем, что в 2021 видеокарту активно скупали майнеры. После этого значительные запасы GeForce RTX 3080 попали на вторичный рынок, а в целом больше быстрых видеокарт в числе первых 30 наиболее популярных графических чипов нет. Всего на долю первых 30 видеокарт приходится порядка 70% рынка, тогда как только 6.8% представлены видеокартами дороже 600 долларов. Учтите, что GeForce RTX 3080 и GeForce RTX 4070 Ti не тянут на флагманы, предлагая максимальную производительность только в разрешении 2К.
Как уже было сказано выше, доля GeForce RTX 4090 равняется 0.9%, ну а GeForce RTX 4080 занимает около 0.77% игрового рынка. Если сложить вместе долю Radeon RX 7900 XTX и Radeon RX 7900 XT, то мы получим около 0.5%, ну а это слишком мало, чтобы принимать такие видеокарты всерьёз. Проблема очевидна, ведь прежде всего с ней сталкиваются разработчики компьютерных игр. Представьте себе, что вы владелец студии, которая планирует выпустить продолжение популярной франшизы. У вас тут же возникнет желание взять самый продвинутый движок, а после создать неимоверно красивую графику, которая позволит причислять вашу игру к Next Gen. Вот только реальность такова, что делать такую графику не для кого. Раскрыть весь потенциал блокбастера нового поколения в 2К невозможно, ну а в 4К вашу игру на максимальных настройках увидят не больше 3% геймеров. Некоторые студии тратят неимоверное количество денег, выкладываясь на полную, но не получают должного внимания. Всё просто, ведь практически никто не сможет насладиться красотой виртуального мира, который так дорого обошёлся разработчикам.
Сегодня мы обойдёмся без тестов, поэтому напрягите память. Итак, игра Ведьмак 1 вышла в 2007 году и имела средний уровень графики для своего времени. Так вот, третья часть порадовала нас в 2015 и до сих пор активно используется в различных тестах. Есть у вас есть такая возможность, запустите Ведьмак 3 на максимальных настройках графики, а после сделайте это с любой современной новинкой последних лет. Вы удивитесь, ведь разница между Ведьмак 1 и Ведьмак 3 огромна. Кажется, что налицо настоящая революция, тогда как тот же Cyberpunk 2077 уже не поражает воображение. Давно замечено, что значительные прорывы в графике компьютерных игр сопровождаются успехами производителей видеокарт. Ну а мы уже почти 6 лет видим тотальный застой. После GeForce RTX 2060 в среднем ценовом сегменте никаких изменений не было, а проблема присутствует как у NVIDIA, так и у AMD. Простой пример, Radeon RX 5700 ХТ вышла в 2019 году, а с тех пор в продажу поступило ещё две новых серии. Radeon RX 7700 ХТ определённо быстрее, но разница в производительности даже меньше, чем обычно наблюдалась при переходе от одного поколения к другому.
Неплохо прибавляют быстродействие только флагманы. Например, GeForce RTX 4090 на 60% быстрее GeForce RTX 3090, тогда как примерно столько же GeForce RTX 3090 прибавила по сравнению с GeForce RTX 2080. Было бы неплохо, если бы хотя бы 15% геймеров владели видеокартами, способными запускать любые игры в разрешении 4К, но ничего подобного нет. Стоимость видеокарт слишком высокая, а последние три поколения сделали видеокарты средневысокого ценового сегмента недоступными для обычных геймеров. Например, довольно популярной была GeForce GTX 1070, которую можно было купить за 400 долларов. Ну а за GeForce RTX 4070 просят все 600 долларов. В США NVIDIA снизила цену на 50 долларов, но на других рынках скидок не наблюдается. Можно констатировать полный застой на рынке видеокарт, а надежды на то, что серия GeForce RTX 50 принесёт улучшения, крайне низкие. Дженсен Хуанг активно повышает маржу с каждой проданной видеокарты, а в последнее время его аппетиты растут. Доходы позволяют игнорировать не самые высокие продажи, а значит ожидать снижения цен не приходится. Если вы удивляетесь тому, что в последние годы выходит мало игр, то мы советуем вам просто посмотреть на статистику распространения видеокарт в Steam. У студий просто нет никакого стимула вкладываться в блокбастеры, а в результате в продажу поступают посредственные новинки, тогда как большие релизы постоянно откладываются. Всё это крайне печально, а в целом ничем не лучше положение на игровых консолях. PlayStation 5 устарела ещё на момент своего релиза, а сегодня многие игры там с трудом работают в разрешении 2К. Маркетологи Sony называют это плавающим разрешением дисплея, когда большую часть времени вместо 4К вы видите 2К. Нужны огромные инвестиции и инновации, но производители так сильно заняты подсчётом ежегодной и ежеквартальной прибыли, что времени на что-то действительно важное не остаётся. Графика стоит на месте, хотя раньше каждые 5 лет происходила настоящая революция. Как уже было сказано выше, надеяться на Лизу Су не приходится, а в итоге остаётся только смириться с тем, что графика будет улучаться в несколько раз медленнее, чем нам бы хотелось. Хорошая новость заключается в том, что графика всё же не стоит на месте, ведь свои 20-25% между поколениями видеокарты всё же получают. К сожалению, это всё, что нам сегодня может предложить NVIDIA.