Найти тему
Пикабу

СССР, пока помнится

Иной раз задумаешься, пытаешься осознать, что на дворе уже 2024 год, и не сразу получается. Как будто вчера готовились к миллениуму, когда все компутеры сойдут с ума, вроде бы недавно купил первый ноутбук, и провели интернет диал-ап безлимит. Много чего, но речь не об этом. Стали стираться в памяти границы СССР, где нас принимали в октябрята, старшеклассница с торчащими грудями повязывала пионерский галстук, а за плохое поведение грозили не принять в комсомол.

В комсомол я так и не попал, а вот в пионерском лагере был, даже в Орленке. Стремительная, кто знает.

Жизнь протекала тогда беззаботно, карбид и гудрон всегда были, бабушка и тетка в деревне тоже. Ну как деревне, дачи. Под Свердловском и в Подмосковье, 15 минут до Кузьминок.

Скажу вам точно, лето в Советском Союзе было всегда преотличнейшее. Солнечное, веселое и неугомонное. Даже сбор колорадского жука, новой напасти, вообще не напрягал, ну первые полчаса. А купаться можно было пятьдесят раз на дню. Знаете, как на урале называют клубнику? Виктория. Офигенно растет там, как и вишня. И грибы. И дедов велосипед тоже клёвый. Только большой, ездил под рамой, ну знаете же. И болючий иногда.

В город мы тоже бывали. Покупать школьную форму. Там, на Вайнера, в Свердловске, был магазин, с автоматами продающими бутерброды. Всегда жутко хотелось есть, но почему то мне отказывали. А луна парк, колесящий по стране, был просто космос, отрыв башки. Так бабушка говорила, когда безжалостно садила на американские горки меня одного, к какой то тёте. Правильно, моя же башка, не её. По пути продавали конфеты с нагрузкой. Плитки. Их просто так не брали, а конфеты без неё не давали. А к вечеру мы ходили с баклашками к бочкам с квасом, я и дед. Мне квас, ему какой то другой, горький квас. Мороженое стоило и 10 и 15 и 18 копеек. Вкус - соответственно. Осенью я толстый с баулами и родителями, летел на самолете домой. Ту 134, 154, ИЛ аэробус, Як - заложи уши, обычное дело, самолетом к бабушке и назад.

Москва была не такой. Много народу, просто тьма, всё время надо ехать. Зато Детский мир, Кузнецкий мост, часы с куклами. И фанта, в бумажном стаканчике, ледяная. И очень вкусная. Мороженое было везде, но почему то другое. И суета. Зато бананы (зеленые) и алыча. И Рынок, полный всего, и азербайджанцев в кепках, и всяких вкусностей, только очень дорого.

А дома ждали квартира, и машина. Старый классный москвич. Автомобиль, великая ценность в то время. Потому что на 70 квартир парковка была на 5 машин. Хватало всем. Во дворе - саженцы деревьев, дворник в пять утра. Мусорка - приезжала в 19 часов, машина, никаких контейнеров. Однажды проворонил и решил спихнуть картофельные очистки в унитаз. Отхватил порцию смеха, когда признался, почему в ведре мокрые очистки. ликвидировал засор.

Зимой почему то часто было холодно и снежно, помню намело метра два, ездил на лыжах по бельевым веревкам. На лыжах в те времена у нас ездили все. Все школьники. И девочки тоже. Лыжи деревяшки, мазь Висти. Утюжок и прочие причиндалы. Ботинки были толщиной в два миллиметра. Кирзовые. Но, мы помним, про бабушку. А она умела вязать носки. И папа и мама тоже ездили. По выходным.

Работали все, еда была у всех. Но с нюансами. Если есть выход к торговле, то можно купить чуть лучше, дефицитом было многое. Нынешняя пятерка - сплошь дефицит, знаете ли. Даже в Москве было очень много меньше всего. А на окраине тем более. Зато шашлыки были - событием. И застолья не каждую пятницу, а по праздникам. Шпроты, - непременный участник накрытого стола.

Активно строились дома. Сваезабивательная машина - просто спутник тех дней. Когда через пять лет стройки стихли - даже как то стало нехватать. Дачи строились не менее активно, но из других источников, неведомых никакой статистике. Так то стройбаз в нынешнем понимании не было, и материалы надо было не просто покупать, а выписывать. Если есть. А их не было. Но, вопрос решался, так или иначе, как та же копченая колбаса, отсутствующая в магазине, появлялась во всех холодильниках страны, так и кирпич с цементом, попадал на дачные шесть соток. Но строили уже сами. С усами. Потому что трубу на забор можно было просто найти. А вот доски - сложнее. Но мой дядька например, построил домик из упаковки станков. В полтора этажа.

А потом как то всё изменилось. Продавать стали много чего, и важным и ценным стал лейбл. Сшитая на кухне рубашка с надписью Адидас продавалась влёт, за половину месячной зарплаты. Адидас. Рубашка. Адидас. А мы завидовали... Но это уже был не совсем СССР. Мне нравится тот, где было всё, что нужно для жизни. Где дядька покупал на выходные разливное пиво единственного сорта в канистру, где в столовках лежал хлеб и горчица, бесплатно. Где сапоги были некрасивые скороход, но кожаные, 60 рублей, вся пенсия бабушки и их носили многие годы. Картошка своя, потому что в магазине совсем плоха, чая много, но №36, сыр с буковками, и кепка с пластиковым козырьком. И сандалии. И лето.

Пост автора Haser.

Комментарии

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц