"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью..."
На Центральном аэродроме имени М.Фрунзе в Тушино она была самой дерзкой и непредсказуемой. Но она была не одна! Был целый отряд девушек-парашютисток. И об этом нам напоминала когда-то скульптура Д.П. Шапиро у Тушинского тоннеля под шлюзом №8.
И сделана эта скульптура была уже после гибели Любы Берлин, поэтому позировала скульптору другая девушка...
С тех пор, как в свои семнадцать лет Люба совершила свой первый прыжок с парашютом, небо стало для неё вторым домом. Работая наборщицей в типографии газеты «Правда», она всё своё свободное время проводила на аэродроме в Тушино. Тайком от родителей. Потому что те могли волноваться, а она не хотела этого. Вот так!
Маленькая хрупкая девочка добивалась допуска к прыжкам с парашютом с упорством,которому могли позавидовать и мужчины. И когда такой день настал, Любовь была "самой счастливой девчонкой в Москве". Всего через полтора месяца она стала активистом парашютной школы, а вскоре стала сама инструктором, изучила укладку парашюта, а зимой читала лекции для школьников и студентов, вела кружки. В 1934 году Любовь Берлин стала одной из первых девушек в СССР, которые совершали "затяжные прыжки", когда парашютист раскрывает купол парашюта не сразу, а с задержкой.
Но прославили её не эти очень опасные воздушные эксперименты. В 1935 году Любовь Берлин стала первой женщиной прыгнувшей с парашютом с планера. "Сложность прыжка с планера заключается в том, что вылезть нужно очень осторожно", - писала потом Берлин: "Если волнуешься, то обязательно что-нибудь не так сделаешь. Каждое движение должно быть безукоризненно рассчитано".
Самыми любимыми у Любови Берлин стали затяжные прыжки на 3000 и 5000 тысяч метров. Опасно? Да! Но отчаянные девчонки прыгали не боясь последствий. Парашютисткой заинтересовалась пресса. О ней стали писать газеты, брать интервью. Изменился и круг общения. Так, одной из близких подружек Берлин стала известная спортсменка Тамара Иванова. В Бухаресте подружки продемонстрировали изумлённым европейцам затяжной групповой прыжок, в котором участвовали сразу шесть спортсменов - две девушки и четверо мужчин. Обо всём этом Любовь Берлин написала в своей книге "Записки парашютистки". Личная жизнь девушки тоже била ключом - она быстро выскочила замуж за Михаила Шапиро, увлекалась музыкой, посещала оперу, поступила в музыкальное училище. Родные надеялись, что она будет меньше заниматься парашютным спортом... Напрасно.
Любовь Берлин делала поразительные успехи в советском парашютном спорте. Она стала настоящим мастером своего дела, разрабатывала новые техники выполнения прыжков и обучала им своих учеников, которых уже было немало.
Имя прославленной спортсменки не сходило со страниц газет, и, конечно, о ней слышали и в Кремле. Осенью 1935 года Любе довелось встретиться с членами советского правительства и самим Иосифом Виссарионовичем Сталиным во время посещения ими Центрального аэроклуба в Москве (в Тушино).
"Этот день я всегда вспоминаю, как самый счастливый в моей жизни. Когда товарищ Сталин пожал мне руку, я была очень смущена. Но мягкий взгляд вождя, его ласковая, отеческая улыбка сразу как рукой сняли всякое волнение".
Именно так потом в своей книге напишет девушка.
Именно тогда не только очарованная Люба дала вождю обещание поставить новый рекорд. Её попытка исполнить его будет стоить ей жизни. Остальные комсомольцы слово сдержат.
26 марта 1936 года на Люберецком аэродроме парашютистки Берлин и Иванова должны были совершить очередной рекордный затяжной прыжок. Для Берлин он должен был быть 50-м, а для Ивановой - 47-м.
Задание: с 5000 м падать 80 секунд и за 1000 м от земли раскрыть парашюты. Позже очевидцы рассказывали, что, усаживаясь в самолёт, Иванова весело смеялась и кричала: "Дальше, чем в 100 метрах, не раскроюсь!" У обеих парашютисток на правой руке было привязано по 2 больших авиационных секундомера. Самолёты оторвались от взлетной полосы Люберецкого аэродрома и вскоре появились в небе в виде маленьких блестящих тире. Собравшиеся журналисты, фотокорреспонденты, представители Союзкинохроники ждали. Шло время, но парашютистки не показывались. Подняв в воздух самолёт и обследовав прилегающую местность, в нескольких сотнях метров от аэродрома обнаружили парашюты. распластанные на земле. Когда машина скорой помощи подъехала к месту трагедии, девушки были уже мертвы. Жители соседней деревни, видевшие, как всё произошло, рассказали, что Люба и Тамара раскрыли парашюты лишь в метрах 30-50 от земли. Слишком поздно.
Трагедия потрясла всех.
ЦК ВЛКСМ и Центральный совет Осоавиахима с глубоким прискорбием извещают о гибели членов ВЛКСМ и Осоавиахима тт. Берлин Любовь Михайловны и Ивановой Тамары Павловны при совершении ими 26 марта затяжного прыжка. Тов. Берлин Л.М. и тов. Иванова Т.П. являлись активными членами Центрального аэроклуба имени А.В. Косарёва и его парашютной секции. Выступая неоднократно на массовых авиационных праздниках, организуемых Центральным аэроклубом, погибшие товарищи пользовались заслуженной любовью как отважные парашютистки и активные организаторы массового парашютного спорта. Ленинский комсомол и Осоавиахим будут хранить память об отважных парашютистках Любе Берлин и Тамаре Ивановой. Центральный комитет ВЛКСМ и Центральный совет Осоавиахима выражают своё соболезнование всем родным и товарищам погибших комсомолок, верных дочерей социалистической родины. (Правда. 1936, 27 марта. №86(6692). С.6)
Непонятно, что всё-таки случилось с девушками в небе. Сегодня кто-то пренебрежительно пишет: "Они поспорили между собой". Даже если это и так, мы не имеем права их осуждать. Если это действительно так, то выигравших в этом споре не оказалось. Обе проиграли…
Уцелевший секундомер Ивановой показывал 91,7 секунды - по оставшимся неизвестными причинам она дёрнула за кольцо почти на 12 секунд позже расчётного времени, на высоте всего лишь 200 метров от земли.
Церемонию прощания с парашютистками, проходившую 29 марта в Доме печати в Москве, посетило несколько тысяч человек. В карауле стояли авиаторы и летчики, хорошие друзья по аэроклубу и просто знакомые.
Похоронили девушек на Новодевичьем кладбище в Москве.
Почти через полтора года - в 1937 году - в московском издательстве "Молодая гвардия" посмертно была издана книга Любови Берлин "Записки парашютистки".
Имя Любови Берлин-Шапиро не забыли. Её именем была названа улица в Каменец-Подольске.
В честь парашютистки был назван астероид 1062: "ЛЮБА". Он был открыт 11 октября 1925 года астрономом Сергеем Белявским в Симеизской обсерватории в Крыму, а имя своё получил спустя 10 лет. Астероиды 1084 и 1086 также были названы в честь советских женщин-парашютисток, а именно Тамары Ивановой, погибшей в один день с Любовью Берлин, и Наты Бабушкиной, также погибшей в том же 1936 году.
Сегодняшние девушки не бредят небом. Оно их почему-то не зовёт так отчаянно, как это было в 1930-е годы. Но и сегодня сердце замирает, когда случайно включаешь спортивный канал с трансляцией соревнований парашютного спорта...
Они всё так же делают сказку былью. Только крылья вырастают и крепнут не у всех...
Лайки помогают развитию канала!
Прыжок для Сталина