После 44-дневной войны у армянской стороны было около 280 пленных. Из них 208 возвращены, данные о 80 человек не были подтверждены и возврату на данный момент не подлежат. В период 2020-2023 годов у армянской стороны было пять пленных, которые до сих пор удерживаются в Азербайджане. Об этом сказала правозащитница Сирануш Саакян в ходе панельной дискуссии на тему «Стратегия Азербайджана во время нападений на Арцах в сентябре 2023 года, право на возвращение насильственно перемещенных лиц из Арцаха, произвольное заключение армян в Азербайджане и проблемы пограничной безопасности Армении».
«В случае с сентябрьской агрессией 2023 года у нас больше подтвержденных случаев пленения. Я думаю, это было изменение подхода, потому что Азербайджан гораздо активнее подтверждал наличие пленных в результате войны 2023 года, не дожидаясь доказательств или международных судебных исков», — сказала она.
По мнению Саакян, в случае серьезной политической поддержки на Азербайджан можно будет оказать давление с помощью инструментов санкций. «Конечно, правозащитники сотрудничают в этом вопросе с компетентными европейскими и американскими структурами, но очень сложно убедить международные структуры ввести санкции против руководства Азербайджана в случае, если РА как государство не поддержит эти усилия. Таким образом, теоретическая возможность существует, но политические предпосылки для ее применения слабы. Правовая база очень четкая, мы также провели работу в этом направлении, подали заявки в Евросоюз, в ближайшее время официальный процесс будет инициирован и в США.
Международный уголовный суд также может представлять определенную угрозу для Азербайджана, но опять же, если Армения говорит об отказе от текущих межгосударственных жалоб, то очень маловероятно, что в таких условиях Армения будет доводить ситуацию до уголовного суда, повышая голос политическое и военное руководство, которое ведет с ним переговоры по вопросу индивидуальной уголовной ответственности. Мы считаем, что факты веские, и они могут даже послужить основой для запуска тяжеловесного механизма международного уголовного суда», — отметила Сирануш Саакян.
Она также затронула вопрос, имеет ли бывший госминистр Арцаха Рубен Варданян статус политзаключенного, учитывая, что он не участвовал в формировании Республики Арцах и не является при этом военным деятелем. «Да, здесь есть такая особенность, что Рубен Варданян не военный. Также он не был при ранних истоках борьбы за самоопределение, однако, занимая государственную должность в Арцахе, он привлёк внимание международной общественности к проблеме Арцаха и к ситуации в Арцахе, придал вопросу международный резонанс, что было обусловлено его личностью.
Мы также видели, что лидер Азербайджана имел подчёркнуто негативное отношение именно к Рубену Варданяну. Давайте не забывать, что в качестве предварительного условия для определённых действий было выдвинуто именно требование освободить Рубена Варданяна от должности. Деятельность Рубена Варданяна, которая была исключительно законной, со стороны Азербайджана воспринималась как антиазербайджанская и, думаю, что личность преследуют по признаку его взглядов и деятельности, что превращает последнего в политзаключённого. Любая деятельность имеет особенности, но общее состоит в том, что они подвергаются наказанию за их законную, разрешённую деятельность. И эта деятельность со стороны Азербайджана воспринималась как деятельность в интересах Арцаха и антиазербайджанская», — добавила Сирануш Саакян.
28 марта планировалась публикация фильма о военно-политическом руководстве Арцаха, незаконно содержащемся в тюрьмах Баку, но ее отменили. По словам Сирануш Саакян, современные войны происходят не только на поле боя, мы ведем еще и пропагандистскую войну с Азербайджаном. «Необходимо повышать медиаграмотность, чтобы население более разумно потребляло эту информацию», — отметила Саакян.
Роза ОВАННИСЯН
ИСТОЧНИК: https://ru.aravot.am/2024/03/29/431505/