Найти тему

Игорь Витальевич Савицкий- "среднеазиатский Третьяков"

В каракалпакских песках, где-то там, где дует соленый ветер с мертвого Аральского моря, там, на границе Узбекистана и Казахстана, есть город Нукус. А в Нукусе — музей, а в музее — крупнейшая коллекция русского искусства за пределами России и уникальное собрание узбекского искусства 20 века. И.В.Савицкий-«среднеазиатский Третьяков», собрал в Нукусе уникальную коллекцию, достойную лучших музеев мира.

Игорь Витальевич Савицкий родился в Киеве в 1915 году. Его дед по материнской линии, Т.Д. Флоринский, был известным учёным – славистом, профессором Киевского университета, действительным членом-корреспондентом четырёх академий наук Европы. Воспитание Игоря в детстве было традиционно безупречным. Француженка-гувернантка не только обучала мальчика и его брата французскому языку и литературе, но и прививала хорошие манеры и вкус. А родители часто ездили по Европе и делились последними новостями культурной жизни Франции,Германии,Австрии.

Революционные события обернулись трагедией для семьи- большая аристократичная семья распалась. Тимофея Флоринского расстреляли большевики за связь с Киевским клубом русских националистов. Часть родственников эмигрировала во Францию и Соединенные Штаты. Игорь Витальевич с братом и матерью Верой Тимофеевной перебрались в Москву к дяде.

В Москве Савицкий отучился на электроустановщика при заводе «Серп и молот». Это было «политкорректно»,но не привлекательно. Он все больше увлекался живописью, посещал частные уроки московских художников Р. Мазеля и Е. Сахновской. Р. Мазель был не только одним из основоположников живописной школы Туркменистана, но и посвятил Востоку несколько искусствоведческих исследований. Его графические работы и искусствоведческие статьи о туркменских коврах не могли не повлиять на формировавшийся интерес его ученика.

С 1934 года Савицкий учился сначала на графическом отделении Московского Полиграфического института, затем в художественном училище. С 1938 по 1944 годы он - студент института повышения квалификации художников в мастерской Льва Крамаренко, с которым совершает поездки на этюды в Крым, на Кавказ. Он обожал создавать пейзажи 10 на 100 см, которые шутливо прозвал макаронами.

С 1941 по 1946 годы Савицкий - студент института им. Сурикова. В 1942-м институт вместе со студентами эвакуируют в Самарканд. Савицкий впервые попал в Узбекистан. Несмотря на трудности военного времени, Савицкий был очарован Самаркандом. Он был в восторге от восточной экзотики, природы от средневековой архитектуры.

Ворота Караван-сарая. Картина кисти Савицкого
Ворота Караван-сарая. Картина кисти Савицкого

Здесь он знакомится с талантливейшими мастерами, эвакуированными в Самарканд. Общение с Робертом Фальком, Константином Истоминым и Николаем Ульяновым не могло пройти бесследно для одарённого юноши. Савицкий посещал мастерские этих художников, брал у них уроки. Так завязались их добросердечные дружеские отношения, одним из свидетельств которых стала картина Р.Фалька «На фоне сюзане», выполненная в 1943 году. По воспоминаниям И.Савицкого, именно он высмотрел юную узбекскую девушку, торговавшую овощами, и уговорил ее прийти в мастерскую к художнику попозировать. Оба, Фальк и Савицкий, написали ее портреты, а по окончании работы Савицкий спросил девушку, чья работа ей нравится больше. Ответ ее был знаменательным: она вежливо поблагодарила Савицкого за похожий портрет, — ведь там она выглядела так, словно, как обычно, торгует на базаре; а вот на портрете Фалька она увидела себя такой, какой хотела бы быть.

Р.Фальк. На фоне сюзане.
Р.Фальк. На фоне сюзане.

Годы в Самарканде стали для Савицкого судьбоносными. Именно там он, по собственному признанию, состоялся как художник.

Возвратившись из эвакуации и завершив обучение, Савицкий оказался в реальности конца 1940-х годов: ситуация в изобразительном искусстве, становилась все более политически ангажированной и идеологически жесткой. Еще в 1932 году власти СССР приняли постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Существующие ассоциации писателей, художников и музыкантов распускали и создавали новые союзы деятелей искусств, которые были бы лояльны новой политике партии. С этого момента правительство СССР поддерживало единственный жанр изобразительного искусства — социалистический реализм. Художники, которые работали в авангардных стилях — кубизм, конструктивизм, футуризм и неопримитивизм, попали в опалу. Им запретили продавать или выставлять свои работы. Картины уничтожали, а художников переучивали, отправляли в трудовые лагеря. Не удивительно, что романтично настроенный молодой человек не находит своего места в столичной жизни и с готовностью принимает предложение Татьяны Жданко стать художником в Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР. Эта экспедиция существовала с начала 1930-х годов. Ею руководил Сергей Павлович Толстов, чье имя теперь связано с открытием хорезмийской цивилизации. Шесть сезонов в экспедиции и душа художника пленена – он выплескивает чувства на полотна и несказанно рад переменам в своей судьбе. Ведь он рядом с единомышленниками, открывающими одну из древних цивилизаций, им предстоит удивить и восхитить научный мир, положить начало новой истории края.

-4

Игорь был очарован и природой Каракалпакии — в его творчестве возникают серии тончайших по колориту пейзажей. «Я никогда не думал, что пески так красивы», — часто говорил он. Тогда же Игорь Витальевич создал самую большую серию своих картин с видами городищ и крепостей Древнего Хорезма

-5

В поездках по дальним аулам Игорь Витальевич все больше проникался искусством каракалпаков. В украшениях, одежде, домашней утвари он видел не обыденные для жителей предметы, а нечто фантастическое, заслуживающее восхищения. Не зная каракалпакского языка, он разными способами пытался объяснить ценность старинных вещей, хранящихся в доме. Люди, видя интерес к их традиционным предметам быта, стремились показать ему все те вещи, которые достались им еще от предков. Савицкий мечтает сохранить все это для будущих поколений, собрать, пока не исчезло. Многие охотно отдавали ему семейные реликвии, не сомневаясь – этот чудаковатый мужчина с фамилией Саветски (так прозвали Игоря Витальевича в народе), обязательно сдержит слово, и вещи из их сундука увидит весь мир. До открытия в Нукусе музея оставалось 10 лет…

Ему было сорок, когда и Москва, и Самарканд останутся в прошлом. В 1956 году он принял необъяснимое с точки зрения современного прагматизма решение – переехать из Москвы в Нукус, поменять квартиру на Гоголевском бульваре на непонятную лачугу возле нукусского базара. Савицкий, коренной москвич, привыкает жить на новом месте, где все иначе, оттого интереснее.

-6

Народное искусство каракалпаков, возможность реализации в новой области захватывают Игоря Витальевича. В 1950-х годах кочевой образ жизни каракалпаков постепенно уходит в прошлое, этнографические предметы воспринимаются как ненужное старье. И Савицкий ощутил свое особое призвание: сохранить древнюю декоративную культуру каракалпаков. Энергия Игоря Витальевича неиссякаема: он продолжает участвовать в археологических раскопках и в этнографических экспедициях, реставрирует, пишет монографию о каракалпакской резьбе по дереву, поддерживает местных мастеров-ремесленников. Савицкий лично объезжал аулы, выискивая старинные вышивки, украшения, выгоревшие ковры, разбитые блюда и другую утварь, которые для хозяев особой ценности уже не представляли. А Игорь Витальевич любовно реставрировал каждую вещь, считая шедевром — ювелирные украшения каракалпаков, туркменов, хивинцев. Монеты. Халаты и ковры.

Акбаскур-элемент внутреннего убранства юрты.
Акбаскур-элемент внутреннего убранства юрты.

В результате его неустанного труда была собрана уникальная коллекция народного искусства, которая и заложила основу будущего музея искусства.

Важную роль в судьбе Игоря Витальевича Савицкого и создании музея сыграл Марат Нурмухамедов – будущий академик, первый председатель Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана, партийный деятель, филолог и переводчик. Встреча этих двух людей – Игоря Савицкого и Марата Нурмухамедова – стала судьбоносной для истории музея. Они познакомились в 1956 году на улице, где художник работал над очередной картиной. И стали друзьями. Благодаря Нурмухамедову, безработный художник Савицкий был принят на работу, его должность фактически узаконила его деятельность по сбору материалов декоративно-прикладного искусство в регионе Приаралья.

Марат Нурмухамедов с женой Вероникой.
Марат Нурмухамедов с женой Вероникой.

Став директором института Академии Наук, Нурмухамедов открывает отделы прикладного искусства и реставрации. Теперь есть, где хранить собранное, приводить в порядок, возвращать к жизни. Ночами, оставшись в отделе реставрации, Савицкий склеивает черепки кувшинов и другой древней утвари, радуясь восстановленному экспонату, как ребенок. От идеи создания музея, энергичный и целеустремленный Нурмухамедов переходит к действиям, продвигая ее на самых верхах. В 1966 году, Нурмухамедова переводят на работу в Ташкент, но уезжает заниматься научной деятельностью он со спокойной душой – в Нукусе открывается музей искусств! В июне 1986 года в Измире, Нурмухамедов погибнет в автокатастрофе по дороге в аэропорт в возрасте 56 лет.

К середине 1960-х у Савицкого собралась приличная коллекция ценностей. На Всемирном конгрессе востоковедов в МГУ он разворачивает выставку каракалпакского прикладного искусства и рассказывает зарубежным гостям на французском, которым владел с первых лет жизни, о мастерах-каракалпаках, вызвав большой интерес к искусству древнего народа. В Нукус дважды приезжает Симонов, идея открытия музея искусств обсуждается в правительственных кругах. В 1966 году музей, наконец, открывается. Директором назначают Савицкого. Ему 51год.

-9

Ради своего детища живописец навсегда забросит кисти и краски.Он заявил, что нельзя заниматься двумя делами одновременно. Принеся в жертву свое увлечение живописью, он сосредоточил всю свою силу и страсть на музейном собирательстве. Савицкий никогда не жил для себя, в своей квартире в центре Нукуса (которую получил благодаря хлопотам М.Нурмухамедова) он практически не бывал – поездки по республике, а также в Москву, откуда он начал привозить ставшие бесценными картины, отнимали все его время. Его семьей станет коллектив музея и Нурмухамедовы, одна из дочерей Марата и Вероники – Мариника, после его ухода станет директором музея.

-10

К работе Савицкий относился с фанатизмом: трудился по 18 часов в сутки, не любил субботы и воскресенья, не брал отпуска. Часто проводил ночи в музее, спал прямо на столе. В экспедициях вставал раньше всех, еще затемно, а мог и вовсе не спать всю ночь, собирая разбитое блюдо, забывал об обедах, много ходил пешком с рюкзаком за плечами, меньше всего напоминая руководителя. Еще одна черта художника — щедрость вкупе с аскетизмом. Сам он жил по-спартански, а свою квартиру запросто предоставлял командированным, если не хватало мест в гостинице. Хранил зарплату в рабочем столе и позволял сотрудникам брать, если нужно. Часто тратил личные деньги на нужды музея и закупал продукты для членов экспедиций.

На посту директора музея, Игорь Витальевич приступает к следующему этапу собирательства: его привлекает творчество художников Средней Азии, которые ярко проявили свои таланты в первые послереволюционные десятилетия. Причем это была страсть коллекционера и исследователя в одном лице. Его метод называли монографическим: объезжая наследников художников, он покупал, иногда в долг, максимальное количество работ – как сильных, так и второстепенных, даже эскизы. Считал, что только так можно адекватно представить автора. Те, к кому Савицкий приезжал, вспоминают, как он просил показать все, чуть ли не то, что сами наследники или художники давно отправили в чулан памяти. Прямо в гостях он бросался раскладывать эту «добычу», мысленно прикидывая ее место в музейной экспозиции. Он открыл художников-новаторов 1920–1930-х годов, которых теперь называют «туркестанским авангардом»: Урала Тансыкбаева, Александра Волкова, Усто Мумина (Александра Николаева), Виктора Уфимцева, Николая Карахана, Михаила Курзина…Их имена с годами зазвучат по-новому , отчасти благодаря Савицкому, предвидевшему их творческое бессмертие. Годы собирательской деятельности Савицкого пришлись на время, когда ни один музей СССР не осмеливался показывать творчество «изгоев», тем более приобретать. Таким образом, почти не имея конкуренции, Савицкий, опережая время, сумел сосредоточить в Нукусе тысячи полотен и графических произведений, представляющих целый пласт культуры начала ХХв. «Есть искусство советское и искусство савицкое» — этой фразой Игорь Витальевич полушутя-полусерьезно обозначил направление своих поисков.

-11

Первым в этой когорте художников следует назвать Александра Николаевича Волкова. Уроженец Ферганы, получивший образование в Петербурге, в 1916 году Волков возвращается в Среднюю Азию, в Ташкент. Здесь после революции начинается период его необычайной творческой активности. Александра Волкова, пережившего и славу, и гонения, директор музея не раз отстаивал как человека и как талантливого художника. Часть волковских полотен (ныне их 90!) была передана в музей его сыном и в реестре музея под инвентарным номером один – холст А. Н. Волкова. Картины художника на аукционе стоят миллионы евро, а в Нукусе представлена крупнейшая коллекция его картин в мире.

Александр Волков. Красный обоз. 1931-1934 г
Александр Волков. Красный обоз. 1931-1934 г

Увлеченностью и активной жизненной позицией Александр Волков притягивает более молодых живописцев: Николай Карахан, Урал Тансыкбаев, Алексей Подковыров, Оганес Татевосян — их иногда называют «бригадой Волкова».

Казах по национальности, получивший образование в Ташкенте, Урал Тансыкбаев впоследствии сделает карьеру, станет академиком. Савицкому удалось уговорить именитого художника отдать в музей его ранние работы

У.Тансыкбаев. Дорога. 1935. Холст, масло
У.Тансыкбаев. Дорога. 1935. Холст, масло

Николай Карахан — еще один великолепный представитель «бригады Волкова»

Н.Карахан (1900–1970). Строительство дороги. 1934. Холст, масло
Н.Карахан (1900–1970). Строительство дороги. 1934. Холст, масло

Алексей Подковыров. Картина написана в 1935 году, и символизирует поколение художников, романтически настроенных и готовых к созданию нового искусства

Подковыров Алексей Фёдорович. Голубой вечер в горах. Автопортрет. Холст, масло. 1935.
Подковыров Алексей Фёдорович. Голубой вечер в горах. Автопортрет. Холст, масло. 1935.

И еще одно знаковое имя — Виктор Уфимцев. Художник необычайно яркого таланта, устремленный на поиски новаторских ходов, Уфимцев постоянно экспериментирует: использует элементы коллажа, создает сложные фактуры, иногда подмешивает в краску песок и другие добавки. Одна из его наиболее ярких работ — картина «К поезду».

«К поезду» Изображение: Виктор Уфимцев
«К поезду» Изображение: Виктор Уфимцев

Туркестанский авангард — явление интернациональное. В его формировании принимали участие русский Волков, казах Тансыкбаев, армянин Татевосян. Из России приехали в Среднюю Азию Михаил Курзин и Елена Коровай, Сергей Колыбанов, Николай Григорьев и многие другие. О каждом из этих художников можно писать посты. Неординарные судьбы и необычное творчество.

В музее выставляли работы художников, которые были в опале уже 30 лет. У Савицкого потребовали снять картину с показа всего один раз. Это была Картина «Бык» Евгения (Василия) Лысенко. Василий Лысенко учился у Казимира Малевича,отсидел в лагерях Гулага. Сохранилось только шесть работ Лысенко, которые Савицкий нашел на крыше ветхого дома сестры Лысенко. Они «защищали» строение от непогоды.

В.Лысенко (1899 – после 1974). Бык. Холст, масло
В.Лысенко (1899 – после 1974). Бык. Холст, масло

Искусствоведы еще в советское время обратили внимание на эту картину Она совершенно очевидно выделяется из общего ряда. Животное — бык, словно парящий в космическом пространстве. Его глаза — похожие на стволы ружей черные дыры, один рог раскрашен странным узором, на хвосте — желтая сфера. Эти символы непрозрачны, и нет ключей к их разгадке; композиция не соответствует ни одному из стилевых направлений.

В конце 80-х выходит альбом «Авангард, остановленный на бегу» и на обложке размещена картина Лысенко "Бык". Именно эта картина стала «визитной карточкой» музея.

-18

Савицкий разыскал сотни имен, забытых и до сих пор неизвестных искусствоведам России и Ташкента. Такие художники, как В. Лысенко, Н. Тарасов, А. Ставровский , И. Штанге и др. представлены только в Нукусе.

Он покупал всё, что мог найти, вне зависимости от того, считали их ценными другие кураторы или нет. На покупки он тратил деньги музея и выручку с продажи собственной коллекции. Савицкий также добивался доверия вдов художников и забирал картины на хранение. Когда средств совсем не было, Савицкий брал работы под долговые расписки.

Интересна судьба работы мастера Г. Никитина «Портрет Алишера Навои». После смерти художника она была буквально на грани исчезновения.Савицкий выпросил её у вдовы художника и отдал на реставрацию московским реставраторам.

Г. Никитин «Портрет Алишера Навои»
Г. Никитин «Портрет Алишера Навои»

С 1968 года Савицкий начинает показывать картины из коллекции нукусского музея в Москве, Ташкенте, Львове, Таллине, Казани, Алма-Ате. Первый зарубежный показ – в Югославии.

-20

С 70-х ни одна крупная выставка за пределами СССР не обходилась без экспонатов из Нукуса – полотен А. Волкова, Н. Карахана, Н. Кашиной, Р. Фалька, М. Курзина, В. Лысенко, У. Тансыкбаева, А. Николаева (Усто Мумина) и других талантливых мастеров.

Авторитет Савицкого вырос настолько, что с ним стали считаться и в Москве. Министерство культуры СССР и Узбекистана оказывали ему всяческую поддержку, оплачивая его приобретения. Перед ним открылись двери архивов художественных ценностей. В 1975 году Савицкому было предложено отобрать для его музея часть коллекции произведений искусства и всесильная Екатерина Фурцева именно музею в Нукусе отписала часть коллекции Фернана Леже, переданной Советскому Союзу его вдовой Надей Леже. И коллекция музея дополнилась десятками великолепных копий экспонатов Лувра.

-21

Савицкий всё время добивался строительства нового здания для музея. Здание проектировалось в два этапа – в 70-е и 80-е годы, проект был утверждён в 1989-м. До этого дня И. В. Савицкий не дожил. Все проблемы легли на плечи Мариники Бабаназаровой-дочки его друга М.Нурмухамедова . В 2003 году первый блок музейного комплекса введён в строй. Мариника Бабазаназарова, руководила музеем тридцать один год до 2015г.

-22

В 2017 году к музейному комплексу добавили два новых здания. Появилась возможность выставить для зрителей картины, которые десятилетиями пылились в архивах, и улучшить условия хранения произведений.

Мариника Бабаназарова написала книгу «Игорь Савицкий. Художник, собиратель, основатель музея». В 2011-м вышла ее книга на английском, французском, итальянском и русском языках.

-23

Известность музею также принесли многочисленные статьи о нем в западной прессе. B 2010 году состоялась мировая премьера американского документального фильма «Desert of forbidden art» («Пустыня запрещенного искусства»). Фильм голливудских мастеров рассказал всему миру историю музея, затерявшегося в песках Средней Азии, и который, как оказалось, вот уже на протяжении почти полувека хранит вторую по значимости (в мире!) коллекцию картин русских авангардистов начала 20 века после Русского музея в Петербурге. В частности, на экспозициях и в фондах музея – около 34 тысяч произведений изобразительного искусства.

Документальный фильм о русском авангарде Узбекистана «Ловцы солнца» сняли Валдис Пельш и Едена Потанина.

Он умер в 1984-м нестарым человеком, в 68 лет сгорев от болезни. За десятилетия работы с ядовитым формалином, которым хорошо отчищались ювелирные изделия, Игорь Витальевич основательно подорвал здоровье и усугубил проблемы с легкими. Потомок польских дворян по отцу и внук известного русского слависта Тимофея Флоринского по матери, рожденный в Киеве, и выросший в Москве, Игорь Витальевич завершил путь на чужой земле, ставшей ему родной.

Ученики установили на его могиле памятник– мальчик, играющий на свирели , выполненный ташкентским скульптором Д. Рузыбаевым. Надпись на надгробье гласит: «Всё тленно, не меркнут только звёзды. Гениальному Спасителю красоты от благодарных потомков».

После ухода друга и соратника Марат Нурмухамедов, предложил назвать музей именем Игоря Витальевича Савицкого. И то, что музей носит имя своего создателя - это лучше всех наград, которыми мог бы владеть Художник.

-24