Ещё несколько лет назад в России было принято решение возобновить производство дальних стратегических ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-22М3 (заводское обозначение "Изделие 45"), Ту-160 (заводское обозначение "Изделие 70", он же "Белый лебедь") и турбовинтовых Ту-95 (заводское обозначение "Проект 95", он же "Медведь") в последней модификации. Это решение вызвало необычайный интерес и большие вопросы: что стоит за этим возобновлением и какие странности можно в этом заметить?
На данный момент в России продолжается развитие дальней авиации. Во-первых, планируется серьезная модернизация Ту-95МС, что позволит ему нести крылатые ракеты Х-101 с дальностью порядка 5500 километров в ядерном варианте. Во-вторых, возобновлено производство Ту-160, и даже создание первой машины с нуля не является невозможным, хотя еще несколько лет назад такое представлялось невероятным. В-третьих, почти готов первый прототип перспективной машины под названием "Посланник". И в-четвертых, Ту-22М3, после капитальной переделки, достиг уровня М3М, но, похоже, российские специалисты не собираются на этом останавливаться.
Появились интересные новости о работах на казанском авиазаводе, специализирующемся на производстве бомбардировщиков. Там начали работу с законсервированными планерами, которые находятся там с 90-х годов. Они не полностью соответствуют определению "самолет" и представляют собой лишь корпус, крылья и шасси, в то время как "начинка" отсутствует. Однако, якобы было принято решение на основе этих планеров создать 4 модернизированных ракетоносца уровня М3М. Что это за машины?
Модификация М3М - это новая версия хорошо известного классического М3, но с некоторыми значительными улучшениями. В первую очередь, теперь есть возможность оперативно установить штангу дозаправки - это было недоступно ранее из-за договора СНВ-3, который считал бомбардировщики носителями ядерного оружия, если бы у них была такая штанга. Однако сейчас похоже решили пересмотреть этот аспект и немного усилить дальнюю авиацию. Второе значительное улучшение - новое вооружение, и главным из них является "Кинжал" с четырьмя гиперзвуковыми ракетами. Этот снаряд способен достигать цели за всего 7 минут на максимальной дистанции в 1500-2000 км и наносить урон как кораблям, так и наземным целям.
Это универсальное и потенциально опасное оружие, основанное на разработках "9м723" от системы "Искандер". В дополнение, Ту-22М3М будет оснащён новыми гиперзвуковыми ракетами, которые могут располагаться во внутренних отсеках, позволяя перевозить до 12 таких ракет. Они также могут быть комбинированы с "Кинжалом". В последнее время, Ту-22М3 в основном использовал свободнопадающие боеприпасы, за исключением Х-32, которая работает только против кораблей и значительно уступает в перспективных аспектах. И наконец, последнее улучшение, о котором хотелось бы упомянуть, - полностью обновлённая электроника в виде стеклянной кабины, где аналоговые приборы почти полностью отсутствуют.
Таким образом, все эти решения связанные с модернизацией отечественных ракетоносцев заключаются в стремлении усилить аэрокосмическую компоненту ядерной триады. Россия и США недавно согласились продлить СНВ-3 на пять лет, что означает ограничение на число носителей и ядерных боеприпасов для обеих сторон (27 января 2021 года Государственная дума и Совет Федерации ратифицировали соглашение между Россией и США о продлении ДСНВ до 5 февраля 2026 года). Но уже 21 февраля 2023 года президент России Владимир Путин в послании к Федеральному Собранию заявил о приостановке участия России в договоре.
Что интересно, когда дело касается развёрнутых носителей, ситуация становится более чем странной. В России производится значительное увеличение числа развёрнутых носителей, безотносительно к США. Это становится очевидным в сфере дальней авиации, где строятся и модернизируются Ту-160, Ту-95 и разрабатывается новый тип носителя под названием "Посланник". Вся эта активность приводит к увеличению числа носителей, так как отказ от старых самолётов в ближайшие 10-15 лет пока не предусмотрен. Подобная тенденция просматривается во всей военной триаде. В этом году уже испытали одну из двух ракет для стратегических ядерных сил. Первая - тяжёлая "Сармат" уже испытана, а вторая - это лёгкая ракета, которая была испытана ещё пару лет назад и стала полной неожиданностью для всех. Ожидается, что эта ракета заменит или дополнит "Ярс-М", который только-только заменил трёхступенчатую твёрдотопливную межконтинентальную ракету "Тополь".
ВЫВОД:
Вопрос возникает следующий: зачем создавать так много новых стратегических самолётов, способных нести ядерные боеприпасы, если пока нет планов на списание старых? Самое интересное во всей этой ситуации заключается в том, что производство "новых" Ту-22М3М происходит параллельно с восстановлением с модернизацией старых Ту-22М3, которых в запасе имеется достаточное количество. Один из ответов кроется в том, что провокаций на наших границах становится больше, а для того чтобы защитить рубежи Отечества, нашей Родине сегодня нужно адаптироваться к новым реалиям: это сэкономить огромное количество денежных средств - модернизируя уже имеющийся и слава Богу сохранившийся авиапарк сверхзвуковых ракетоносцев и создавать с нуля новые, как это удалось сделать например с Ту-160М2 — это модернизированная версия сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160, собранная полностью с нуля.