Найти тему
Просто Училка

"Дома гений, в школе – дерево!" Неочевидные причины неудач ребёнка в классе

"Я не понимаю! Он мне дома такое выдаёт горжусь и плачу! Плачу и горжусь! А в школе по математике у него балл, знаете, какой? Две целых восемь десятых! Это еле-еле троечка! Ну как так?!"

Дома гений, в школе – дерево!

Неочевидные причины не совсем то словосочетание, не удалось мне лучше выразить мысль. Во-первых, лето, море, жара. Во-вторых, отпуск закончился, а я его даже не заметила.

В этом смысле работать учителем лучше, чем репетитором, ведь учитель отдыхает всё лето, а репетитор... девять дней. За год. Как один день, товарищи.

Тем не менее, именно эту тему сегодня развиваем.

Почему дома ребёнок показывает приличные результаты, а в школе одни тройки?

Сразу разберёмся с родительской предвзятостью. Порой любящее сердце готово любой выплеск родной кровиночки принять за гениальность. Вот мамам иногда и кажется, что их ребятёнок чистый Эйнштейн, а злые учителя его всячески задвигают, третируют и недопонимают.

Такое поведение родителей мы сегодня не обсуждаем.

***

Очевидная причина неудач в учёбе плохие знания. Тут не о чем говорить.

А бывает казус: дома ученик показывает хороший результат по предмету (предположим, по математике), а в школьном оценочном эквиваленте этот результат никак нельзя увидеть, потому что в дневнике одни тройки, а то и двойки.

Рассказывать буду, ссылаясь на собственный опыт. Не надо, пожалуйста, говорить, что не бывает таких причин. Они бывают, и я вам их сейчас приведу.

Неочевидные причины неудач ребёнка в классе

Стеснение

Зря вы, дорогие критики, разочарованно вздохнули. Это настолько важный пункт, что я его даже на первое место поставила, потому что сама страдала от него в школьные годы.

У меня была девочка, довольно крепкая по всем предметам, по математике вообще звезда. Но выше четвёрки не поднималась, так как при любой попытке опросить её с места или у доски учителя нарывались на молчание ягнят. Ягнёнок даже не блеял, а обречённо замирал, потупив ясны очи.

Что делал учитель? Ставил тройку. Потом на контрольной агнец разгонялся и решал все номера, включая последние, а это вообще редко кто сейчас решает, "они же очень сложные"!

(Современная школьная байка про последние номера из контрольных работ.)

Выходило, что три плюс пять равно восемь, а оценок две. Средний балл четыре. Так и была моя девочка овечкой-хорошисткой, пока не пришла новая учительница.

Она вскрыла новую проблему, которую я буду описывать ниже. И мы скатились на тройки.

(А про овечку всё. Её в итоге повели к психологу. И многое улучшилось.)

Темп работы

– Детка! Не торопись, пожалуйста. Лучше подумай, а потом спокойно скажешь, я же тебя не гоню. И если ты вдруг не сразу ответишь, а помолчишь секунду, я тебя не съем. И не поругаю. И не накричу. Не волнуйся и подумай.

– Вы что?! Я не могу! Нам за такое сразу оценку снижают! Учительница нас на скорость тренирует! Мы должны быстро отвечать, иначе минус балл!

Новая ученица довольно симпатично считает, но как-то нервно и не всегда внимательно.

Опрашиваю маму, и оказывается, что учительница в школе действительно разгоняет учеников до максимума. Кто-то справляется, а у моей новенькой начались проблемы.

Для тех, кто не разобрался: две ученицы никак между собой не связаны. И учительницы разные. А проблема одинаковая – темп работы.

Зачем учителю такой высокий темп (устного счёта, письма и т. д.) ? Не отвечу. Может, ФГОСы так велят. Или метапредметный подход.

Но в спокойном темпе новая девочка показывает весьма приличный результат.

Травля

Опасная ситуация, потому что не всегда ребёнок рассказывает взрослым об этой проблеме, а успеваемость в этих случаях почти наверняка снизится.

Вы вообще можете никогда не узнать, что у вашего школьника не сложились отношения с одноклассниками. Особенно тяжело выпытать правду у мальчишек. Хотя и девочки бывают стойкими.

Кстати, если дома ребёнок молодец, а в школе наоборот, то задумайтесь. Расспросите, всё ли в порядке в классе. Вдруг это наш обсуждаемый пункт?

У меня был похожий опыт. Девочку в конце концов перевели на семейное обучение.)

Проблемный учитель

Предчувствую, что сейчас начнётся травля в отношении репетитора, который берёт на себя смелость и обсуждает учителей.

Ага, я такая. Мой канал, кого хочу, того и обсуждаю. Вы, товарищи критики, свой канал заведите. И меня там критикуйте.

А замалчивать проблему я не буду.

Это существует, друзья. Я сталкивалась с предвзятым отношением к моим ученикам не раз и не два. Бывало, что учителя не знали про репетиторов, а бывало, что и знали.

Почему иногда учитель относится к ученику предвзято? Не скажу, не знаю. Разные причины, наверное, и не всегда дело в репетиторах.

Вот история одной моей ученицы:

Но такое бывает.

Актёры и роли

Это касается учеников, которые были слабыми, а потом взялись за ум (сами или с посторонней помощью) и стали выкарабкиваться из ямы непонимания.

Они стали меняться.

Но школа-то не поменялась. И одноклассники не поменялись. И учитель, возможно, тоже не поменялся.

Трудно выйти из привычной роли троечника. Не только знаниями нужно обзавестись, но и внутренней силой на преодоление привычной ролевой игры.

Одного моего ученика, (с которым мы два года занимались, который нам с родителями результаты показывал, а в школе ничего не менялось), родители перевели в другую школу.

И правильно сделали. Сменилась сцена. И амплуа.

Стратегия школьника

Удивительный пункт. Встречала подобное среди местных поселковых мальчишек.

Посёлок маленький, местечковый, проросший традициями, связями, устоями, предрассудками.

Школа тоже вся соткана из штампов. "Ботаником" быть неприлично, нехорошо.

– Как же так?! Мы разбирали с тобой, тренировались... А у тебя тройка... Очень грустно, друг мой...

– Да не, я это... Вы не понимаете... Я того... Хотите, напишу на пятёрку? Прямо сейчас! Хотите? Ладно. Вам скажу. Короче...

Семиклассник сознался в специальном утаивании приобретённых знаний от учительницы. Ему не по статусу показывать хороший результат. Он местный заводила и главарь. Ну не положено ему!

И такое ещё кое-где бывает, товарищи. Смешно, даже в какой-то степени трогательно. Но факт.

***

Здесь, пожалуй, остановлюсь. А вы продолжите.

Какие назовёте неочевидные причины неудач ребёнка в школе, если дано, что в голове у него знания есть, но он их не может/не хочет/не считает нужным или возможным показать?

Трепетно жду вас в комментариях, дорогие читатели. Там и обсудим😊

И оценку, пожалуйста, за статью поставьте👍