Найти тему

Ребёнок не какает: как помочь ребенку при психологическом запоре самостоятельно?

как помочь ребенку при психологическом запоре самостоятельно?
как помочь ребенку при психологическом запоре самостоятельно?

Что нужно, а что категорически нельзя делать при психологическом запоре у детей, рассказывает руководитель Центра психологии и нейропсихологии PsyMed, клинический психолог DocDeti Наталья Медведева.

Во время психологического запора ребёнок испытывает высокую тревогу, поэтому основное правило — не давить, не заставлять, не пугать, не ругать.

Не надо:

  • каждый час спрашивать малыша, хочет ли он покакать
  • ставить условий «пока не покакаешь, не получишь…»
  • сравнивать с другими детьми: Ваня покакал, и он хороший мальчик
  • запугивать, что внутри прямо сейчас что-то произойдёт, если не покакать, а также запугивать врачами (если не покакаешь — поедем к врачу и т.д.)
  • заставлять стирать испачканные трусики
  • отбирать памперс, если дефекация возможна только в памперс

Что же тогда делать, чтобы не усугубить ситуацию с психологическим запором у детей?

Играть!

Игра - единственный и основной вид деятельности у детей. Их не надо заставлять и учить играть, они умеют это делать спонтанно, добровольно, с удовольствием и даже без цели

Игра помогает ребёнку «прожить» или «отыграть» сложные, непонятные, тревожные ситуации. И именно через игру он может легко и коммуницировать со взрослым, и встречаться со своим негативным опытом дефекации

Игра для малыша — символический уровень самовыражения, и именно через неё мы можем увидеть:

  • что испытал ребёнок
  • его реакцию на пережитое
  • его потребности и нужды

Дети с психологическим запором оказываются в ситуации, когда не могут полностью контролировать происходящее так, как бы им хотелось. А в игре они получают эту возможность контроля, оценки и анализа

Когда можно играть с ребенком, если у него психологический запор?

Только когда:

  • кал размягчённый. В другом случае игра не будет иметь терапевтического воздействия
  • малыш здоров (без температуры и других недугов)

Основная функция игры в терапии - превращать то, что может быть непреодолимым в реальной жизни, в преодолимые ситуации через символическую репрезентацию. Иначе говоря, с помощью игры мы заменяем негативный опыт дефекации на позитивный

Ключевые элементы в системе отношений во время игры с ребёнком:

  • вера в ребёнка
  • уважение к нему
  • принятие ребёнка и его желания
  • способность слышать малыша
  • фокус на его потребностях
  • предоставление ребёнку свободы выбирать свой собственный путь
  • уважение его границ
  • терпение в процессе

Есть два типа игр:

Первый вариант подойдёт малышам, которым сложно расслабиться на горшке, которые испытывают напряжение, как только садятся на горшок, или постоянно отвлекаются и норовят покинуть туалет

В таких случаях мы используем игры на горшке, которые немного смещают фокус внимания ребёнка с тревоги по горшку на тактильные игрушки: пластилин, слайм, поп-ит. И малыши, используя эти материалы, расслабляются на горшке: мышечная активность направляется на мелкую моторику, и становится возможным покакать без излишнего напряжения. Чтобы поспособствовать правильному натуживанию на горшке можно использовать мыльные пузыри, дудочки, свистки и даже задувать свечки

Не забудьте похвалить малыша за успех и ни в коем случае не проявляйте негативную реакцию, если ожидаемого не случилось

Второй вариант — для тех детей, у которых есть уже негативный опыт запора и которые избегают саму дефекацию, сдерживают позывы или, например, какают только в памперс

Здесь мы будем добавлять в игры предметы, копирующие реальный унитаз, горшок или очень близко напоминающие их. Игру с такими предметами должен контролировать взрослый, так как это полноценный терапевтический процесс

Ориентируясь на интересы малышей, встраиваем такие предметы в совместную игру с ребёнком. При этом избегаем фраз «а вот смотри, у него получилось», «он не боится» и т.д. Мы просто играем в процесс, безоценочно и с полным участием

Сценарии таких игр зависят от контекста протекания психологического запора и гибко выстраиваются в зависимости от ситуации, возраста детей и возможностей взрослых самостоятельно играть с ребёнком

Резюмируем: при психологическом запоре

  • обязательно сопровождение врача-гастроэнтеролога
  • работа психолога начинается, когда кал у ребёнка мягкий
  • сначала упор делается на лёгкое протекание самой дефекации в любом виде, даже стоя
  • при мягкой и безболезненной дефекации начинаем работать в направлении горшка или унитаза

В такие периоды трудно не только детям. Родителям тоже сложно. Хочется вас поддержать и заверить, что всё получится — шаг за шагом, не торопясь!!!