Актриса Волгоградского музыкального театра Надежда Сытина в интервью «Блокноту» рассказала о том, как профессия нашла ее еще в студенческом возрасте и какие подводные камни таит в себе лицедейство.
— Расскажите о себе, в какой семье родились?
— Я родилась с обычной семье. Мама всю жизнь проработала в энергетике, папа — на Трубном заводе. Поэтому, когда я поступила в музыкальную школу, помочь с сольфеджио мне было некому и приходилось рассчитывать только на себя.
— Кем мечтали стать в детстве? Когда стала впервые стала проявляться склонность к творчеству? В чем это выражалось?
— С самого раннего детства мама видела меня в оперетте. Потому что этот жанр как раз идеально сочетал с себе мои детские таланты: я обожала и петь, и танцевать, и ни одна театральная постановка в саду и школе не обходилась без моего участия.
Но при этом я сама артисткой быть не хотела. Меня привлекала профессия кондуктора. Мечтала отрывать билетики и иметь кондукторскую сумку со множеством карманов.
— Когда поняли, что хотите стать актрисой? Какими были первые шаги в этом направлении?
— Не могу сказать, что я прикладывала какие-то усилия, чтобы попасть в театр или был какой-то момент, когда я поняла, что хочу стать именно актрисой. Можно сказать, что судьба сама всё за меня решила. Я училась в институте на вокальном отделении и собиралась выйти замуж, а потом уехать с мужем-военным в Питер. В театре работать не собиралась. Но всех студентов обязали пройти прослушивание в театре. И сначала я попала в стажёрскую группу, а потом была переведена в труппу. Так началась моя любовь к театру и появилось понимание, чем я хочу заниматься всю оставшуюся жизнь.
—Какой вуз окончили? Почему отдали предпочтение ему?
— В нашем городе всего два вуза, выпускающих людей творческих профессий. Поэтому выбор был невелик. Я окончила Волгоградский Государственный институт искусств и культуры, отделение вокального искусства. Училась у профессора Натальи Ивановны Мещеряковой. Теперь мы с ней коллеги и сидим в одной гримёрной комнате. Кто бы мог подумать!
— Как начиналась карьера? С какими сложностями пришлось столкнуться?
— Я считаю мощным стартом своей карьеры мюзикл "Силикон". Он стал первым моим спектаклем, где мне посчастливилось сыграть главную роль. И это было непросто. Очень много танцев, музыки и сложная драматургия. В конце спектакля моя героиня погибала.
Сложности, конечно, неизбежны. Но, когда ты молод и занимаешься любимым делом — все они кажутся пустяками. И сейчас, спустя много лет, из сложностей я вспоминаю только то, чтобы было непросто совмещать учёбу (а я тогда параллельно с работой в театре продолжала учиться в институте искусств и культуры и получала так же второе высшее образование в Волжском институте строительства и технологий и осваивала специальность экономиста) и работу, а также — дорогу. Я жила в Волжском и каждый день ездила в Волгоград на работу. Когда спектакли заканчивались поздно, я прямо в гриме бежала на вокзал, чтобы успеть на последний автобус до Волжского, который отправлялся в 21.15. Не успел — значит остался ночевать в Волгограде. Я всегда успевала. Но это было нервно.
— Вы переехали в Волгоград. Где работаете сейчас, на какой должности? Почему выбрали именно этот театр? Что в нем привлекло?
— Оказалось, что я — очень "верный" человек. Всю жизнь работаю в Волгоградском музыкальном театре и никогда не было ни попыток, ни желания, изменить ему с какими-то другими театрами. Мы с ним совпали темпераментами. Недаром же, мама всю жизнь говорила, что по мне плачет оперетта. А где ещё, как не в Музыкальном театре, можно встретиться с этим жанром?
— В каких постановках задействованы сейчас? Какие в планах? Какие роли оставили неизгладимый след?
— По причинам, не зависящим от меня, у меня был довольно долгий период, в который меня не занимали в постановках. Надеюсь, что сейчас он позади и сейчас я с огромным удовольствием и радостью снова принимаю участие в постановках Волгоградского Музыкального. Из новых работ: мюзикл "Робин Гуд", возобновление спектакля "Бабий Бунт" и другие.
Ну и, конечно, есть роли, которые оставили яркий след. Некоторые из них я с огромным удовольствием продолжаю играть, это, например роль Любаши в спектакле "Севастопольский вальс", а некоторые роли остаются в памяти, потому что спектакли сняты из репертуара театра. Например, роль Адель из оперетты "Летучая мышь" или роль Олеандры из оперетты "Комедианты".
— На кого ориентируетесь в профессии? Кто для Вас кумир или хотя бы пример? И почему?
— Ой, на самом деле, мне очень легко угодить. Я довольно благодарный зритель. Я знаю, какой огромный труд стоит за любой постановкой и всегда внутренне поддерживаю и восхищаюсь работой других артистов. Поэтому можно сказать, что любой человек, выбравший для себя путь артиста - для меня кумир.)
— Существует стереотип, что мир актеров/артистов непрост, жесток и тернист. А приходилось ли Вам сталкиваться с «подсиживанием» и просто недостойным поведением коллег?
— На самом деле, я совершенно убеждена, что мир актёров/артистов, не более жесток, чем мир, к примеру, бухгалтеров или врачей. В каждой профессии есть место и недостойному поведению, и подсиживанию, и желанию занять свое "место под солнцем". Такова уж человеческая природа. Мне кажется, что рано или поздно с подобными историями сталкиваются люди любых профессий.
— Правда ли, что «искусство требует жертв», и если да, то каких?
— В первую очередь, эта жертва — отсутствие возможности что-либо запланировать заранее, а также невозможность проводить праздники и выходные с семьёй.
Ты должен понимать, что в любой момент может произойти замена спектакля или просто необходимость отработать спектакль вместо кого-то, поэтому даже поход в кино запланировать не возможно. Ну и априори — все выходные и праздничные дни ты проводишь на работе и для семьи практически не остаётся времени.
— Как актеру удается перевоплощаться, вживаться в роль, становиться на глазах у зрителей другим человеком? Как работает эта «магия»?
— Не знаю, как это работает. Я и сама хотела бы разгадать этот секрет. Но неоднократно замечала, что сцена действительно обладает какой-то магической силой — как только ты делаешь этот шаг навстречу зрителям, у тебя сразу перестаёт болеть то, что ещё минуту назад болело за кулисами, откуда-то появляются силы, которых только что не было, уходит стеснение и неловкость. Поэтому ничего удивительного и в том, что ты вдруг становишься не собой, а тем персонажем, которого тебе предстоит сейчас сыграть, тоже нет.
— К слову, о волгоградском зрителе? Какой он? Благодарный? Взыскательный? И отличается ли, по опыту, от зрителя в других городах?
— Волгоградским артистам очень повезло со зрителем, это правда. Нас всегда тепло принимают, и в других городах тоже, но свой, волгоградский, зритель — особенный. Нам, артистам, выдан такой кредит доверия, что иногда даже кажется, что можно ничего не делать, просто одеться красиво, выйти — и они уже будут довольны. Но это , конечно, не так. Очень хочется не разочаровать наших постоянных зрителей и мы очень стараемся каждый раз их чем-нибудь удивлять.
— Сложно ли отделять работу, сцену и повседневную жизнь и семью? Как происходит переключение?
— Мне совершенно не сложно. Артисты — самые обыкновенные люди. Я тоже решаю параллельно миллион задач. На сцене все эти повседневные дела отходят на второй план, но стоит смыть сценический грим, отклеить ресницы и переодеться в джинсы, как ты моментально включаешься в обычную жизнь и решаешь, как успеть съездить в налоговую, приготовить борщ на обед и отвезти ребёнка на танцы.
— Какие планы на будущую карьеру? Хотите продолжать работать в Волгограде, или есть цели на другие города?
— Я не строю планов. Мне нравится, как всё идёт. Надеюсь, что там, наверху, лучше знают, что мне нужно и устоят всё наилучшим образом.
Волгоград — город, в который я проросла корнями. Здесь моя семья, дом, любимая работа. Возможно, где-то лучше, но мне хорошо здесь и я никуда не планирую уезжать. Во всяком случае, на данном этапе жизни.
— У Вас две дочки. Желали бы, чтобы в будущем они выбрали актерскую/творческую профессию, и почему?
— Глядя на своих дочек, я уже могу примерно представить, куда их может потянуть в будущем. И, как я уже говорила, нигде не будет просто и легко. Разочарования и неудачи неизбежны, но, мне очень хотелось бы, чтобы девочек моих они не сломали, а сделали только сильнее и научили следовать за мечтами. А что это будут за мечты: актёрская профессия, или любая другая — не имеет никакого значения.
— Что можете посоветовать начинающим артистам?
— Наверное, начинающим артистам не понравится то, что я сейчас скажу. Мне кажется, артистам очень важно понимать, что театр — это не вся жизнь. Нужно обязательно ещё искать какие-то интересы, развивать и другие сферы жизни. Актёрская профессия устроена так, что рано или поздно наступает период, когда ты начинаешь меньше играть. Это неизбежно. И если тебе нечем заполнить эту пустоту, которая раньше была заполнена театром — это сложно, больно. Поэтому неплохо было бы подстелить себе соломки заранее, чтобы быть готовым к этому спаду в карьере.
— Сколько в среднем получают волгоградские актеры/артисты. И от чего зависит доход?
— На этот вопрос я отвечу так: 99% актёров помимо театра работают ещё где-то. Я, к примеру, работаю ещё в институте искусств и культуры, а также - в детском саду. И это совсем не потому, что мне очень скучно живётся... И, поверьте, никому из артистов не скучно работать просто в театре...
Подписывайтесь на наш телеграм — там еще больше интересных новостей Волгограда.
Записала Анна Анатольева