Прежде всего, Татарин – никакой не татарин, а очень даже русский, как минимум, до восьмого колена. Просто Семён родом из Нижнекамска, города в Республике Татарстан, которым искренне гордится.
— Чудесный многонациональный город. Мощный, промышленный. И люди в нем живут хорошие: дисциплинированные, целеустремлённые, сильные. Там я родился и вырос, окончил институт по автоматизации и параллельно выучился на переводчика с английского языка. Там ещё в детстве встретил самую красивую в мире девушку Марину, на которой счастливо женат уже двадцать лет.
Оба образования Семёна – техническое и гуманитарное – отлично сочетаются и органично воплощаются в его нынешней работе. Он участвует в реализации крупных международных проектов, руководит группой метрологии и часто ездит общаться с партнёрами в другие страны – Малайзию, Индию, Корею. Нынешний проект – Балтийский химический комплекс, строящийся под Лугой, – и подтолкнул его несколько лет назад к переезду в Петербург.
— Моя сфера ответственности – это система автоматизации. Контрольно-измерительные приборы, анализаторы, датчики, регулирующие клапаны – словом, вся автоматика. Если представить химический завод как единый организм, то все аппараты в нем – это руки, ноги, тело. Сырьё, продукция, ингибиторы – лимфа и кровь. Градирни – лёгкие. Ну а система автоматизации – нервная система и головной мозг. Вот за это мы и отвечаем.
— Да ты поэт.
— Без поэтов можно прожить, а вот без промышленности и энергетики сложно. Недолго вернуться в пещерный век.
Тут Семён немного лукавит. Поэзия и проза занимают в его жизни очень большое место. Он ведёт в Телеграме канал «Книгоман. Обозреватель-дилетант», в котором рассказывает о прочитанных книгах, даёт слово друзьям и иногда устраивает небольшие литературные состязания. К слову, некоторые добровольцы «ЛизаАлерт» там тоже успели отметиться.
Снимать ролики для канала помогает 18-летняя дочка Валерия, умница, красавица, пианистка, будущая учительница музыки и тоже увлечённая читательница. 14-летний сын Константин – боксёр и бильярдист – держится в стороне, но сказать, что он совсем чужд литературы, нельзя.
— У нас с сыном есть целая серия книжных чатов на двоих. По каждой прочитанной книге я записываю свои мысли. Костя читает – в основном, молча. Он вообще обладает редким качеством – умением слушать и понимать. Мало кто так может. А вот сам говорит мало, особенно о себе. Я недавно узнал, что он бездомным помогает. Эмпатия плюс скромность – хорошее сочетание.
У погружённого в литературу человека обязательно должна быть главная книга. Для Семёна это долгое время были «Приключения майора Звягина» Михаила Веллера. Попали в руки случайно и внезапно зацепили – энергией, силой, правильностью.
Семён занимается боксом, любит вечерние прогулки с женой, подытоживает хорошие моменты каждого дня и уверенно называет себя счастливым человеком. Потому что почти нашел важный жизненный баланс – равновесие между работой, семьей, спортом, саморазвитием. И, конечно, эта картина не была бы полной, не будь в ней ещё одного элемента – помощи людям.
«Однажды, еще в Нижнекамске, я увидел глаза человека, у которого пропал ребёнок, – вспоминает Семён. – Я знал его как мощного, уверенного в себе мужчину, настоящую глыбу. А потом увидел глаза…». Ребенок тот быстро и благополучно нашёлся, а впечатление осталось. И два года назад привело в отряд «ЛизаАлерт». Поисковик Татарин довольно быстро понял, какие именно задачи ему подходят больше всего: автономные, неторопливые, вдумчивые. Во время одного из первых поисков оказался в отдалённом православном монастыре на востоке Ленинградской области.
Середина мая, чистый весенний воздух, всё расцветает. Глухая деревня, где нет никакой связи. Во дворе старинного монастыря тишина, пустота. Встретились лишь два простенького вида мужичка, один из которых оказался настоятелем. Дедушку на ориентировке не признал, но беседовал с неожиданными гостями долго: расспрашивал про отряд, как ищем, сколько нашли. На прощание прочёл молитву и благословил. Семён говорит, что тот поиск до сих пор остается его любимым.
А самое сильное впечатление произвел даже не поиск, а короткий эпизод из зимнего ночного патрулирования на Васильевском острове:
— В два часа ночи нашли на дороге слепого человека. Не пьяный, не больной, средних лет, просто шёл домой и, видимо, из-за того, что везде навалены кучи снега, промахнулся своей палочкой и ушёл в другую сторону. Заблудился. Замёрз очень сильно. Мы его довели до парадной. И хоть это заняло пять-десять минут, меня тот случай глубоко тронул – так он был рад нам, так счастлив. И ведь действительно человек мог погибнуть на морозе в городе, совсем рядом с домом – ошеломляющая мысль.
Мы бы, конечно, добавили в число заслуг Татарина поиск Ирины Борисовны минувшей осенью – группа, в которой он шёл, нашла пенсионерку в лесу Приозерского района на восьмой день.
— Мы уже заканчивали. Договорились, что ещё немного – и домой. Помню, что я иду и думаю: «У меня ведь семья, дела разные. Что я здесь, в лесу делаю? Зачем?» – и именно в этот момент мы видим сидящую на земле бабушку. Вот зачем! Это же удивительно. Такие вещи – они ж не просто так бывают. Значит, ей надо было найтись, не всё ещё в жизни сделала.
Быть активным добровольцем «ЛизаАлерт» и что-то планировать практически невозможно – поиски непредсказуемы. Но Семёну удается. Он целенаправленно отводит один свой выходной на отряд, заблаговременно сообщает инфоргам, что будет готов выехать на своей машине на задачи и занимается в этот день только такими делами, которые можно в любой момент отложить и рвануть на поиск.
Зачем тебе отряд? Кого-то этот вопрос ставит в тупик, Семён же как человек высокой организации, логики и структурированности может не просто ответить, но и разложить эту тему по пунктам:
– Я выделил для себя пять причин. Во-первых, это полезное, богоугодное дело. Во-вторых, страсть, азарт – наверное, что-то сродни охоте, только намного лучше. В-третьих, природа. Я люблю лес, особенно болота, а в Ленинградской области их около двадцати видов – сказка! В-четвертых, люди. Может быть, это даже главное. Я таких и не встречал никогда. Невероятные, надёжные, цельные, просто инопланетяне! Кого ни возьми – такая жизненная история, такой характер, и у каждого есть чему научиться, а я люблю жить в режиме ученика. Ну и, в-пятых, люди пропадают – надо же что-то делать... Хм, что-то больно хороший я получаюсь…
Хороший, да. Это видят все, кто когда-либо встречался с Семёном даже мельком.