Вмешательство пациентов в работу врачей дошло до крайней точки, после которой остаётся только два пути: категорично отказать обывателям в обсуждении с ними профессиональных медицинских проблем или принять требования пациентов за основу и делать, как они велят. Во втором случае лечение разумнее перепоручить самим воинствующим дилетантам.
Клинические рекомендации иногда грешат несовременными подходами, но критиковать их имеют право только профильные специалисты, причём далеко не все, а имеющие научные доказательства достоверности предлагаемых изменений и, безусловно, авторитеты в специальности. Продвинутым пользователям медицинской помощи и даже объединённым в пациентские сообщества требовать отмену клинреков можно у себя на «завалинке» среди таких же полуграмотных в медицине.
Казалось бы, законное и разумное требование заниматься своим делом, но что-то пошло не так, и пациенты публично потребовали от Минздрава отменить новую редакцию КР «Расстройство аутистического спектра» из-за опасений внесёнными в документ формулировками. Директор по развитию благотворительного фонда «Антон тут рядом» Евгения Петельчук не нашла в документе «стратегии терапии сопутствующих заболеваний и описанных рабочих инструментов абилитации, вместо этого видим там критику инструментов с доказанной эффективностью». Профессия госпожи - менеджер.
Основной удар непрофессионалов пришёлся на галоперидол, упоминаемый в ряду более современных антипсихотиков, где препаратами выбора указаны рисперидон и арипипразол. Президент РОП Николай Незнанов объясняет, что ряд методик «не апробированных в нашей стране, не могут найти места в клинических рекомендациях», сначала необходимо изучить эффективность методик психолого-педагогической коррекции РАС и только после этого решать, включать ли их в КР.
Клинический психолог Ольга Попова, выразив благодарность Минздраву за действующие КР 2020 года, заявила: «Новый проект фактически обнуляет всё это и возвращает нас к таблеткам и уколам. Но, как известно, таблетки от аутизма нет. Аутизм — это нарушение коммуникации». В действующих с 2020 года КР не упоминается галоперидол, но «для купирования повышенной раздражительности, агрессии и самоповреждающего поведения» предлагается медикаментозная терапия, и для сопутствующего СДВГ или СДВ, и для улучшения сна.
Специалист по психической патологии детей и профессор НМИЦ имени Сербского Лев Пережогин говорит: «Эффективность и безопасность применения большинства современных антипсихотиков у детей, к сожалению, не исследована. Поэтому думаю, что галоперидол включен в проект именно из соображений доказанной на детях эффективности и безопасности». В клинреках не упоминается медикаментозное лечение РАС, только коррекция сопутствующих психических проблем и состояний.
Специалисты никогда не станут выставлять профессиональные требования к клинрекам в СМИ, пациентам можно всё, потому что «каждому – своё» даётся по образованности и ответственности. Как было уже не раз, Минздраву легче «прогнуться» под напором обывателей, уверенных в собственном профессионализме. Ставим на то, что из новой редакции КР удалят галоперидол.
Все значимые новости здравоохранения за день в кратком «Дайджесте вредного врача» в telegram