Найти тему

Перспективные направления развития российского авиапрома

#Авиация #Промышленность #Сотрудничество

Государством проводится планомерная поддержка авиационной отрасли и следует стратегическому плану, учитывая потребности собственных граждан и авиабизнеса.

Руководство страны особое внимание уделяет развитию авиастроения, разработке и тщательному испытанию новых технологических решений, безопасности в секторе.

В условиях санкций собственный современный воздушный флот имеет важнейшее значение для связанности регионов нашей большой страны, - отмечают в Правительстве РФ.

В ближайшие 6 лет - до 2030 года - в России должно быть построено более 600 полностью отечественных лайнеров. Основу парка российских авиакомпаний составят Superjet и флагманские МС-21, эту линейку дополнят региональные Ил-114 и сверхнадежные Ту-214 для полетов на средних дистанциях. А также широкофюзеляжные самолеты, такие как Ил-96-300.

Тезисы:

— НПП «Технология» будет выпускать комплектующие для «Суперджетов»

Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» им. А.Г. Ромашина Госкорпорации Ростех успешно прошло аудит производства комплектующих для авиалайнеров SJ-100. Предприятие может серийно производить десять элементов остекления и 38 компонентов из полимерных композиционных материалов для двигателя ПД-8. Аудит провели эксперты компаний НМЦ «Норма» и СЦ «Материал» в рамках сертификации типа воздушного судна SJ-100.

Во время проверки аудиторы оценили производственные процессы, качество продукции, метрологию, менеджмент качества, взаимодействие с потребителями. Это позволило подтвердить, что предприятие выпускает продукцию, которая полностью соответствует критериям Авиационных правил SJ-100 в рамках сертификации типа.

«Для реализации задач по выпуску комплектующих ПД-8 на предприятии организованы два новых участка, объединивших этапы производства в одной производственной зоне, была проведена техническая модернизация. В сжатые сроки разработано и организовано серийное производство отечественного остекления для авиалайнера. Предприятие готово к выпуску комплектующих SJ-100, это подтвердили эксперты по сертификации», — сказал генеральный директор ОНПП «Технология» Андрей Силкин.

— В Омске разработали станок для производства авиашин для ТУ -214

Директор омской инжиниринговой компании «Поликон» Евгений Черемных сообщил, что компания разработала не имеющий аналогов современный станок для сборки авиашин российского пассажирского самолета Ту-214. Станок заменит устаревшее оборудование советских лет и обеспечит высокое качество колес.

В декабре 2023 года глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов на встрече с президентом России Владимиром Путиным рассказывал о том, что Ростех планирует выпустить более 500 самолетов до 2030 года, в том числе 115 Ту-214.

«В связи с ростом потребности в шинах для пассажирского самолета Ту-214 разработан и изготовлен новый высокопроизводительный станок взамен старого оборудования. При использовании специальных сменных узлов станок может собирать и другие авиационные шины для гражданской авиации с посадочным диаметром от 19 дюймов до 22 дюймов. Производительность станка не менее четырех штук в час», — пояснил Черемных.

Как отметил директор компании «Поликон», предприятие накопило большой опыт в данной сфере промышленности. Ранее компания выпустила импортозамещающие станки для сборки авиашин для российских самолетов МС-21 и SuperJet New.

Новый станок, который заменит оборудование советских времен, автоматизирует процесс, обеспечит точность, высокую производительность и качество сборки авиашин. Отечественных аналогов такого оборудования не существует, - подчеркнули в компании. Аппарат уже испытан и отгружен заказчику.

— Первый вице-премьер Андрей Белоусов провёл заседание правительственной комиссии по развитию беспилотных авиационных систем.

О разработке условий программы льготного лизинга беспилотных летательных систем (БАС) на заседании правкомиссии доложили первый замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков и генеральный директор АО «ГТЛК» Евгений Дитрих. На эти цели выделено 2,5 млрд рублей в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16 декабря 2023 года. Программа начнёт работать в апреле 2024 года после доведения средств из бюджета РФ в ГТЛК.

«Программа охватывает всю номенклатуру беспилотных систем, кроме образовательных дронов. Вся техника, поставляемая по программе, должна соответствовать критериям локализации по постановлению Правительства РФ №719 и требованиям к сертификации БАС», – отметил Василий Осьмаков.

Руководитель ГТЛК рассказал о важности одобрения основных принципов реализации программы льготного лизинга беспилотников. Документ описывает не только требования к поставщикам, но и порядок рассмотрения поступающих заявок от потенциальных клиентов, размер авансирования, предел объёма программы в деньгах на одного лизингополучателя и т. д.

Андрей Белоусов уточнил, согласованы ли указанные принципы с игроками рынка – с производителями и эксплуатантами, на что получил утвердительный ответ.

«Предлагаю одобрить основные принципы реализации программы льготного лизинга беспилотников. Начинаем работать. Важно, чтобы программа заработала уже в апреле. Параллельно прошу направить документ в Минфин и Минэкономразвития, если у ведомств возникнут замечания, учтём их при доработке программы в следующем периоде», – подытожил первый вице-премьер Правительства РФ.

- Российский премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление об утверждении правил проведения пилотного проекта по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотников.

Как следует из документов, опубликованных на сайте Правительства РФ, в рамках пилотного проекта, который будет идти до конца 2029 года, планируется разработать учебные программы в области беспилотных систем, а также протестировать механизмы обучения и аттестации слушателей по этим программам. Разработчиком программ обучения станет Университет Национальной технологической инициативы 2035, на базе которого и будет идти пилотный проект.

Заниматься методической поддержкой проекта будут Минтруд, Минобрнауки и Минпромторг России. Соавторами новых программ выступят эксперты ассоциации предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «Аэронекст» и сотрудники АНО «Агентство развития профессионального мастерства (WorldSkills Russia)». По окончании обучения слушатели будут сдавать квалификационные экзамены в Российском университете транспорта.

— Сдвиг сроков серийных поставок российских самолетов SJ-100 и МС-21 не окажет влияния на общий план по выпуску 600 лайнеров в РФ до 2030 года, - заявили в Минпромторге.

«Уже сформирован задел самолетов - в частности, 16 Суперджетов и 12 МС-21 находятся в разной степени готовности и будут оснащаться российскими системами по мере их поступления», - пояснили в министерстве. Это даст возможность обеспечить догоночный график выпуска и поставки лайнеров после завершения испытаний и пополнить флот российских авиакомпаний 600 самолетами к 2030 году.

Таким образом, правительство формирует перед отраслью задание выполнить программу поставок новых российских самолетов до 2030 года, несмотря на сдвижки поставок вправо.

Группа «Аэрофлот» проведет оценку влияния планов отечественных производителей воздушных судов на стратегию группы до 2030 года, сообщил на расширенном заседании комитета по экономической политике Совета Федерации гендиректор компании Сергей Александровский.

«Наша промышленность чуть скорректировала планы по производству отечественных воздушных судов. Поэтому нам потребуется дополнительная оценка влияния — как это повлияет на нашу стратегию развития до 2030 года. Будем оценивать», — сказал Александровский.

— Холдинг «Вертолеты России» передал Ми-8МТВ-1 для краснодарской авиационной компании «ПАНХ».

Воздушное судно создавалось в рамках программы «Развитие транспортной системы с применением механизма льготного лизинга с государственным софинансированием» и предназначено для передачи краснодарской авиакомпании АО НПК «ПАНХ». Ожидается, что передача вертолета в лизинг авиаперевозчику пройдет в начале апреля 2024 года.

Ми-8МТВ-1 обладают уникальными летно-техническими и эксплуатационными характеристиками и могут использоваться практически в любых климатических условиях. В салоне конкретно этого борта размещены 22 сидения для служебных пассажиров, подготовлены места под установку медицинских модулей, выполнена доработка для оборудования дополнительными топливными баками. Также предусмотрена возможность оснащения бортов внешней подвеской, которая позволяет перевозить крупногабаритные грузы массой до 4 тонн.

Программы льготного лизинга ГТЛК действуют за счет бюджетных инвестиций и привлечения средств из внебюджетных источников и направлены на обновление флота российских авиакомпаний, замену устаревшей техники новыми современными воздушными судами и развитие отечественного авиастроения.

— Пресс-служба Минтранса России сообщила, что эксплуатационную надежность текущего парка иностранных и российских гражданских самолетов совместными усилиями удается поддерживать на высоком уровне. В России один из самых молодых в мире парков магистральных авиалайнеров. Моложе, чем в среднем в Европе. Тем не менее все понимают, что будущее российского рынка - за новыми российскими самолетами, и в долгосрочной перспективе альтернатив этому подходу сейчас не просматривается.