Найти тему
Bang Bang Education

«Неожиданный навык, который я приобрел в некотором количестве, — скромность»

Выпускник школы — об учебе как средстве воспитания вкуса

Миша Ситников — архитектор и выпускник программы «Графический дизайнер». Во время прохождения курса ему удавалось участвовать в конкурсах, учиться на других курсах дизайна и привносить опыт в школьные проекты BBE. После учебы он стал арт-директором архитектурного журнала «ЛОКУС», а в этом интервью рассказал нам, что общего у архитектуры и дизайна, в чем состоит задача любого образования, а чего от него ждать не стоит.

Когда ты понял, что нужно учиться графическому дизайну?

Сразу после выпуска из Академии художеств — типографика увлекла меня еще на стадии обучения, но в силу традиционного подхода и отсутствия системности мои познания в области собирались по крупицам. Я не знал, как распоряжаться информацией и откуда ее добывать, и чем больше я углублялся в тему, тем сильнее вставала необходимость в менторстве и должном образовании. Тем сложнее было найти время на это, когда пытаешься строить карьеру в другой профессии: онлайн-обучение стало очень хорошим вариантом.

Ты стал арт-директором архитектурного журнала «ЛОКУС». Что входит в твои обязанности?

Журнал и без моей помощи смог выпустить четыре номера и стремительно растет из локального студенческого проекта архитекторов Академии художеств в нечто большее. При таком развитии сильно видны старые костыли в оформлении и графике: моя задача — не снисходительно «спуститься сверху» со своим абсолютным видением, а помочь вывести проект на новый уровень. Для этого необходимо вести горизонтальный диалог со всеми участниками процесса, выяснять, почему были приняты те или иные решения, опровергать или соглашаться, аккуратно предлагать новое.

Как арт-директор, я беру под контроль весь визуальный материал, который покидает пространство журнала: полиграфию, соцсети, сайт, документы. Для всего этого нужно придумать работающие процессы и приемы, каждый шаг я обсуждаю с основателем журнала Иваном Казадаевым. Первое время мы очень много спорили над каждым решением, но постепенно споров стало меньше: я усвоил выбранную стратегию и видение журнала, а коллеги стали лучше понимать суть изменений.

Как поменялся твой подход к работе после обучения в BBE?

   Постеры с модуля по основам графического дизайна
Постеры с модуля по основам графического дизайна

Самый неожиданный навык, который я приобрел в некотором количестве, — скромность. Графический дизайн — это дисциплина о коммуникации и умении донести мысль и идею максимально емко. Приемов существует огромное множество, и потому в какой-то момент ты должен дисциплинировать себя и использовать лишь самое необходимое: эта сдержанность с графикой неожиданным образом отразилась на подходе к любым вещам.

Что объединяет архитектуру и графический дизайн? А в чем разница мышления архитектора и дизайнера?

Если одним словом — коммуникация. В обоих направлениях есть свои каноны, которые делают привычные вещи привычными, и при этом везде иногда возникают внешние причины от этих канонов отходить. Разница кроется в отношении ко времени, но и она потихоньку становится меньше: архитектура сейчас все реже обслуживает целую эпоху, приближаясь по своей гибкости к дизайну. Кто-то видит в этом крах профессии, но я считаю, что здесь всего лишь не хватает все той же коммуникации и обновления образования. К примеру, архитекторы очень часто обращаются к орнаментальной функции шрифта, используя его как пятно, и в силу недостатка знаний в этой области часто игнорируют семантику букв, не чувствуют их настроение.

Больше историй студентов, полезных материалов и новостей школы — в телеграм-канале BBE: графический дизайн

Как тебе процесс обучения?

Обучение в BBE мне чем-то напомнило Академию художеств. Институт выступает в качестве одного большого хаба, куда ежедневно приходишь учиться. Есть обязательные задания с дедлайнами, но то, как подходить к ним, никто не регламентирует, а на просмотрах ты можешь увидеть, как к одной и той же задаче подходят другие ребята. Отдельно хочется отметить «Дизайн-библиотеку» как источник действительно актуальной и интересной информации — от истории искусств до психологии.

Для меня очень важным было то, что BBE с пониманием отнеслась к моему подходу к обучению: я решил посмотреть другие школы графического дизайна, нередко противоречащие друг другу. Я часто тратил основное время на выполнение заданий с других площадок, а подход оттуда привносил в BBE.

Узнал ли ты о себе что-то новое благодаря учебе?

Пожалуй, я поймал драйв, которого не было со времен предыдущего обучения. Оказалось, что у меня довольно большие внутренние резервы организма, не было ни одного серьезного выгорания, и все проекты складно переходили из одного в другой. Стоит отдать должное BBE как платформе: в лекциях хорошо дают базовый минимум и подсказывают, где нужно копать, если хочешь узнать больше, чем я с радостью продолжаю пользоваться до сих пор.

Твой любимый модуль и работа на курсе?

Типографика!!! Бесконечно глубокая тема с неограниченными возможностями для совершенствования. Ради того, чтобы еще сильнее углубиться в технические навыки, я пожертвовал временем на модуле по айдентике: информация об исследованиях и поведенческой психологии была для меня принципиально новой и укладывалась несколько хуже. Лекции по брендингу от BBE я смотрю уже спустя время после выпуска, так как их значение стало более понятным, когда я уяснил другие процессы.

   Постеры Миши для конкурса «Рахманинов 150»
Постеры Миши для конкурса «Рахманинов 150»

Насчет любимого проекта: «My favorite project is always the next one».

Как планируешь развиваться дальше?

В плане хард-скилов я почти закончил с Blender (двигаться дальше мешает технический вопрос), после него останутся только злосчастные нейросети. Потом вернусь к наращиванию навыков в многостраничке и постараюсь освоить скрытые механизмы InDesign в области оптимизации верстки. Также хочется углубиться в фотографию, чтобы лучше работать с тоном и светом.

Глобально — хотелось бы через годы вернуться в институт для написания исследования о дизайн-кодах и навигации в архитектуре, я до сих пор не видел научных трудов или пособий на эту тему (тот же дизайн-код — вещь относительно новая). Мне также хотелось бы обратиться к преподавательской деятельности, я уже периодически читаю лекции для архитекторов на тему контакта графического дизайна и архитектуры.

А еще очень хочу сделать пивную этикетку, путеводитель и меню для ресторана.

Совпал ли результат с твоими ожиданиями от курса?

Да! Мне очень повезло с наставницей Настей Зеленкевич, для меня открылись направления, о которых раньше я мог только мечтать. Я все равно воспринимаю это обучение как этап, и мне до сих пор интересно смотреть, как решают задачи другие школы.

Моя главная мысль — обучение не может научить тебя всем актуальным приемам и подготовить к любой ситуации. Его задача — воспитать и определить вкус, а с этим у BBE, на мой взгляд, все очень хорошо.

Портфолио Миши Ситникова

Карьера графического дизайнера

Профессия дает полную свободу выбора — офис или работа из любой точки мира. Через 6 месяцев получите достаточно знаний, чтобы брать первые рабочие проекты. После учебы сможете претендовать на позицию Junior-дизайнера, а в перспективе — зарабатывать от 150 000 ₽.

Стать графическим дизайнером ⚡️