Одно лицо, близкое к партийным немецким кругам, мне передавало, что на частном заседании представителей национал-социалистической партии, её головки, бывшем незадолго до объявления войны Советскому Союзу, Адольф Хитлер перечислил все доводы, показывающие необходимость такой войны и, наконец, видя смущение своих партийных товарищей, добавил:
- Кроме того у нас есть долг перед Россией.
- Какой, - послышались недоумённые возгласы?
- А долг 1813-го года...
Война на Востоке не есть война против России и Русского народа, но против коммунизма...
П.Н.Краснов - великому князю Роману Петровичу.
РГВА. Ф.4008.Оп.1Д.152.Л.42-45 об. Подлинник. Машинопись.
31 марта 1944 года - 80 лет назад - было создано Главное Управление Казачьих Войск при Рейхсминистерстве Восточных оккупированных территорий.
Часто поднимается вопрос, ради чего сражались те, кто встали на сторону Германии против СССР - на что наделись, о чём мечтали, какие планы строили на случай победы?
Ну, не просто же так, в конце концов, они считали эту войну своей войной, продолжением той, которую вели, начиная с 1918-го года? Не зря же не остались в стороне?
Сейчас я не хочу строить предположений. Любые умозаключения так и останутся всего лишь гипотезами, а история, как говорится, сослагательного наклонения не терпит.
Сегодня мне хотелось бы остановиться лишь на том, как видели будущее своей Родины люди, боровшиеся с коммунизмом.
Начнём с того, что большинство тех, кто безоговорочно поддержали Германию, лично сталкивались с красным террором. Директива Свердлова о расказачивании известна, наверное, каждому. Но ведь это был далеко не единственный документ, направленный против собственного народа.
ВЧК ПРИ СНК РСФСР
ПРИКАЗ
от 2 сентября 1918 года
О КРАСНОМ ТЕРРОРЕ
На совместном совещании ВЧК, районных ЧК Москвы, в присутствии Наркома юстиции и представителя Президиума ВЦИК постановлено:
1. Арестовать всех видных меньшевиков и правых эсеров и заключить в тюрьму.
2. Арестовать, как заложников, крупных представителей буржуазии, помещиков, фабрикантов, торговцев, контрреволюционных попов, всех враждебных советской власти офицеров и заключить всю эту публику в концентрационные лагеря, установив самый надежный караул, заставляя этих господ под конвоем работать.
При всякой попытке сорганизоваться, поднять восстание, напасть на караул — немедленно расстреливать.
3. Всех лиц, содержащихся за губернским ЧК, уездными ЧК до сего времени и у которых было найдено огнестрельное оружие, взрывчатые вещества — расстрелять немедленно по постановлению ЧК на местах, а также расстрелять всех лиц, явно уличенных в контрреволюционных заговорах, восстании против советской власти.
4. Впредь у кого будет найдено огнестрельное оружие, взрывчатые вещества, кто будет явно уличен в контрреволюции, заговорах, восстании против советской власти — без проволочек по постановлению губернских и уездных ЧК — расстрелять.
5. Бывших жандармских офицеров, исправников — расстрелять немедленно.
6. Будьте сугубо аккуратны при приговорах с рабочими, крестьянами, солдатами, когда они являются хранителями оружия; с контрреволюционерами их не расстреливать, держа в тюрьме.
7. Данный приказ выполнить неуклонно, о каждом расстреле донести ВЧК.
8. За разглашение приказа привлекать к революционной ответственности ВЧК.
Председатель ВЧК Ф. Дзержинский
2 сентября 1918 г.
Захваты заложников, концентрационные лагеря, расстрелы тех, кто служил в царской полиции, причём, следует подчеркнуть - без суда.
Всё это стало обычной практикой с 1918-го года. Точнее говоря, практикой это стало гораздо раньше, а в сентябре 18-го было узаконено.
Население Воронежа, еще недавно претерпевшего жестокие репрессии от большевиков за восторженный прием, оказанный им проходившему через город Мамонтову, держало себя несколько выжидательно. Действительно, ужасна была работа Чрезвычаек. Из домов, подвалов и застенков все время вытаскивали все новые и новые, потрясающе изуродованные трупы жертв большевистских палачей. Горе людей, опознавших своих замученных близких, не поддается описанию.
А.Г.Шкуро. Записки белого партизана.
Что, кстати, показательно. Население Воронежа оказывало восторженный приём Мамонтову.
Крестьяне из Богучара приезжали в Новочеркасск благодарить за освобождение от большевиков. А до того хлебом-солью встречали генерала Краснова.
Странно, да? Особенно если учесть, как любят до сих пор рассказывать о том, что казаки унижали и грабили русских.
И сразу хочется спросить, может, это просто дешёвая пропаганда, рассчитанная на то, чтобы оправдать расказачивание?
Видимо, те крестьяне попросту смогли оценить, как живётся на советской территории.
Об этом писал и Пётр Николаевич Краснов во "Всевеликом Войске Донском" - как расправлялись красные с жителями станиц, сжигали, закапывали в землю, привязывали к лопастям мельниц в ветреную погоду.
Как тут не задуматься - удивительно ли, что люди, непосредственно столкнувшиеся с большевистской властью, считали эту власть худшим врагом России?
Именно поэтому с началом советско-германской войны они вновь придерживались непредрешенческой позиции - как и в 1918-м. Главное - разбить большевиков, а уж там жизнь покажет.
Не было - да и не могло быть - чёткой программы ни у эмигрантов, ни, тем более, у тех, кто оставался в Советском Союзе. Потому что ответственные люди не могли тешить себя иллюзиями. Если у них нет возможности собрать и вооружить армии, то выработка каких-то программ однозначно станет самообманом.
Можно лишь гадать, чем закончится эта война.
-Или, по занятии немцами Санкт-Петербурга и Москвы - народ поймёт бессмысленность дальнейшего сопротивления и сам свергнет и уничтожит коммунистов..., выделится какое-то своё правительство, которое и вступит в переговоры о мире с немцами...
-Или, немцы дойдут до естественного рубежа - Волги, или Уральского хребта, закрепятся там и, заняв всю Европейскую Россию, все силы перебросят на Западный фронт, чтобы там окончить войну.
В первом случае судьбы России и роль в ней русской эмиграции будут решаться совместно с немцами тем правительством, которое там образуется.
Во втором случае - немцы решат судьбы России и Русской эмиграции.
Из письма П.Н Краснова великому князю Роману Петровичу. Не ранее 26 июня 1941 года. РГВА.Ф.40308.Оп.1.Д.152.Л.42-45 об. Подлинник. Машинопись.
И нет, это не цинизм. Это прямой взгляд на события, без прикрас, без иллюзий. Взгляд профессионального военного, который прекрасно понимает расстановку сил. С 1939-го года, с момента подписания так называемого Пакта Молотова-Риббентропа, генерал Краснов в принципе не участвовал в политической жизни. Почему? Потому что, с одной стороны, он не собирался примиряться с большевиками, на подвиги которых успел насмотреться и на Дону, и в составе армии Юденича, а с другой - считал неуместным выступать против политики Германии, правительство которой приютило немало русских эмигрантов, и не только предоставило им кров и работу, но и строило православные Храмы, экранизировало русскую классику и давало возможность русским и казакам жить своей, самобытной жизнью.
То есть, в принципе, эмигранты могли сравнить режимы. Не зря в романе "Ложь", написанном генералом Красновым в 1939-м, главная героиня сразу понимает, что она не одинока, что у неё есть Родина, как только видит в Нью-Йоркском порту судно с германским флагом. Русская девушка, которая, благодаря вражеской лжи, оказалась в Новом Свете, где едва не погибла.
Несмотря на отвращение Хитлера к монархическому образу правления - в немецком обществе всё чаще проскальзывает мысль, что, наконец-то, может быть, в далеком будущем России, состоящей из ста народностей и племен, придется вернуться к православному царю - "Белому Царю". В этом направлении работают за границей и русские монархисты.
Немцы как будто нащупывают кандидата на всероссийский престол...
...Если в России будет в сравнительно скором времени восстановлена монархия, - это будет сделано немцами, поэтому все дальнейшие кандидаты - великий князь Дмитрий Павлович и князь Всеволод Иоаннович, которого некогда выдвигали русские монархисты-славянофилы, открыто заявившие о своей преданности Англии, отпадают.
Из письма П.Н Краснова великому князю Роману Петровичу. Не ранее 26 июня 1941 года. РГВА.Ф.40308.Оп.1.Д.152.Л.42-45 об. Подлинник. Машинопись.
Иллюзии? Да не скажите. Наоборот очень пристальный анализ ситуации. Не зря ведь сходного взгляда придерживался и "товарищ" Сталин. Который говорил именно в тот период:
Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, политых нашим потом, захват нашего хлеба и нашей нефти, добытых нашим трудом. Он ставит своей целью восстановление власти помещиков, восстановление царизма...
Выступление И. В. Сталина по радио 3 июля 1941 г.
Нет, я точно не являюсь сторонником "товарища" Сталина, но тут всё-таки следует признать, что либо Иосиф Виссарионович ещё не пришёл в себя после начала военных действий и выдал то, что подсказало расшалившееся воображение, либо имел какие-то данные, касательно планов Германии. И мне всё-таки кажется, что лидер государства должен был контролировать, что он говорит народу, который называл братьями и сёстрами.
Выходит, подобная информация была озвучена неслучайно, имелись на то основания.
Как бы там ни было, о восстановлении монархии ходили разговоры по обе стороны линии фронта, что подтверждено документально.
Да, это была всего лишь надежда. Но ради этой надежды рисковали, шли в бой, ставили на кон собственные жизни.
Часто и много теперь говорят о России и русских. В разбуженной, чувствительно затронутой в самом больном месте народного самолюбия – любви к отечеству и народной гордости – молодежь, родившаяся или воспитавшаяся заграницей, в чужих краях, проглядевшая большевизм и жуткое кровавое рабство, в какое попал русский народ, оскорбляет Россию и русских, смешивая Россию с союзом советских социалистических республик и русских с «совецкими». Слышны голоса лютой кровной обиды:
Россию хотят завоевать!…
Россию хотят делить на части!…
Русский народ хотят обратить в рабов! В навоз для германской расы!…
Те, кто так говорит, не знает, где Россия? Говорит с чужих, – советских подсказок… Можем мы, сами, живя по чужим государствам, создать миллионные армии, тысячи самолетов, танков, орудий, миллиарды снарядов, чтобы победить большевизм?
Ответьте честно…
И, если «нет» – не будем говорить напыщенных слов о разделе давно поделенной России, о рабстве давно обращенных в ... рабов, о жестокостях войны, но честно и мужественно впряжемся в общую работу уничтожения большевиков.
Россия возродится…
Петр Краснов. Где Россия? На казачьем посту, №40, 15 декабря 1944 года.
Да, это всё та же непредрешенческая позиция, понимание того, что надо для начала разбить врага, а уж потом возрождать и обустраивать Родину. Но если смотреть на ситуацию реально, если не выдавать желаемое за действительное, то что ещё оставалось?
Сражаться действительно приходилось под германским руководством. В открытом письме к генералу Власову начальник ГУКВ Генерал от Кавалерии Краснов признаёт, что в случае победы Россия должна оставаться под покровительством Германии.
Данные слова часто пытаются поставить в вину Петру Николаевичу, но, судя по всему, делают это, не подумав. А что ещё можно было декларировать в тот период? Ответ КОНР, согласно которому Россия должна оставаться союзным Рейху государством, не более того - выглядит красиво. Как пустой блестящий фантик - именно так обычно и выглядит большинство популистских заявлений.
Страшен сон, да милостив Бог. Чем больше хороших, толковых, честных, знающих историю Дона и других войск, казаков, знающих, какую роль казаки играли в России, дислокацию казачьих полков... - пойдёт теперь служить у немцев и с немцами выкорчёвывать коммунизм, - казаков спокойных, не заражённых истерикой, не кликуш от казачества, машущих картонными мечами Дон-Кихотов, но казаков, понимающих, что и в Новой Европе... казаки могут иметь почётное место, как наиболее культурная и способная часть народа русского, - тем скорее и безболезненнее пройдёт этот процесс восстановления казачьих войск в Новой России.
Из письма П.Н.Краснова - Е.И.Балабину, 7 июля 1942г. ГАРФ.Ф.5761.Оп.1.Д.17.Л3-4об. Подлинник. Рукопись.
Что характерно. В частной переписке Пётр Николаевич не отступал ни на шаг от того, что заявлял во всеуслышание. Это была чёткая и вполне последовательная позиция - победить большевизм и воссоздавать по кирпичику Россию. Потому что человек, бывший главой Донской Республики, не мог не знать, насколько тяжёлой может быть работа по восстановлению страны. Популизм, истерики, необоснованные заявления ей только мешают.
А ведь тогда, в 1918-м, Атаман Краснов восстанавливал территорию Войска Донского лишь после двух месяцев большевистского правления. И, как в 1918-м, всем было понятно, что драться с красными и одновременно идти на конфликт с Германией - самоубийство. Ну, не зря же, в конце концов, ленинское правительство не захотело воевать на два фронта - и с Кайзером, и с Белой Армией, и быстренько откромсало от бывшей Империи огромные территории, лишь бы обезопасить себя и заключить Брестский мир? Только вот в отличии от большевиков их противники старались не ради "мирового пожара", не ради собственной власти, а ради той России, которую они помнили все эти годы.
Идем в Россию, но не со слезами умиления, не с уменьшительными словечками, а с мужественным лицом, с твердым желанием работать... и насадить прекрасный сад новой России, тесно связанной с ее великим прошлым.
Идем на тяжкий подвиг – не на праздник!
Мы русские!.. Разве не в этом счастье, не в этом сила?.. У нас одна ориентация, одно направление – русское…
Это не германофильство, но спасение России…
Наши враги - ее враги ...злобный, хищный, лживый мир, масонство и англо-американский капитал.
«Все мое», - сказало злато;
«Все мое», - сказал булат.
«Все куплю», - сказало злато;
«Все возьму», - сказал булат.
Его право… Булата… Право крови, жертвы и победы.
Честно приобщимся к этой крови, к этой победе – тогда получим право отнять у злата ...капитала и Россию…
Зима… 1943-й год… Метет, крутит вьюга…
Ужели и дальше:
- В поле бес нас водит видно,
Да кружит по сторонам…
Уже ли опять побредем тыкаться между трех сосен и не увидим России которая…
Вот она! Перед нами!
Петр Краснов. Между трёх сосен. Парижский вестник. №30 9 января 1943 года, с.1.
Именно поэтому в 1944-м - и здесь нужно просто остановиться и ещё раз подумать над датой - Генерал от Кавалерии Краснов соглашается занять пост начальника Главного Управления Казачьих Войск. Профессиональный военный, для которого эта война была четвёртой по счёту, не мог не видеть расстановку сил. Но он, как и в Великую войну, когда лично водил казаков в атаку, не мог и отсиживаться в стороне. Он рисковал.
Зачем? Да чтобы использовать хотя бы малейший шанс разбить врага, а потом, исходя из сложившейся обстановки, смотреть, как разумнее, как правильнее, как грамотнее восстанавливать Россию. И при возможности вновь возродить монархию, идее которой Пётр Николаевич всегда оставался верен. Как и родным казачьим войскам.
P.S. Статья написана исключительно с информационными целями. Ничего не пропагандирует, ни к чему не призывает. В ней использованы архивные документы и официальные публикации, имеющиеся в открытом доступе на территории РФ.
Надеюсь, Пётр Николаевич простит за то, что у меня нет возможности поместить их полностью.
Впрочем, всем желающим полный текст с удовольствием предоставлю.
P.P.S. Вздыхает костер тяжело и устало,
Последние угли зловеще шипят,
А в облачной дымке видны перевалы,
С которых не будет дороги назад
Господин ротмистр, не пора ль начинать,
Уже вскоре рассвет заблестит над рекою
Ну так коли пора - прикажите седлать,
Объявите по фронту: "Кавалерия, к бою!"
А. Рытов.