Помню на одной из очередных лекций, где меня обучали смартованию (методика постановки цели smart), и я мысленно уже собиралась грустить и страдать, нам неожиданно дали упор на буковку А.
Achievable, достижимость.
Я бы раскладывала эту достижимость на две составляющие:
-я могу.
-мне можно.
С одной стороны всё достаточно просто, но если чуть больше посидеть над каждым чем, десять минут, всплывает масса интересного.
Я могу.
В теории, это пул некоторых навыков, которые есть у меня сейчас.
По факту, мы часто не может присвоить себе навык безоценочно. Есть большая разница между спокойным "я не знаю ещё этого, этого или того", или "у меня такой уровень владения", и тем, когда я не при свою себе навык, ровно до тех пор, пока он не будет мною исполняться в совершенстве.
Здесь идёт обесценивание промежуточных этапов, приславутая дихотомия (чёрно-белое мышление), я либо специалист /мастер высшего уровня, либо я ничего не стою. Здесь ещё важно по отлавливать, когда вы оцениваете навык, а когда сваливаетесь в оценивания себя, как личности из за недостатка знаний или опыта.
В классическом сценарии, вы много что умеете и знаете, вас и ваши возможности положительно оценивают люди, но этого недостаточно и поэтому, ставите клеймо "особо ничего не умею", сверху клеем стикер "неудачница" и начинаем активнее стараться на невнятном топливе, стыда/вины. Остальной коктейль из чувств и эмоций -опционально из той стратегии,по которой вы оцениваете прошлое.
Я прекрасная мама, хороший руководитель и лучшая в мире жена, но яишница, мне к сожалению, не удаётся.
Научитесь отделять :
личность;
поступки;
и пусть будут навыки или умения.
В разрезе достижимости, мои навыки дают мне устойчивость, но и могут играть злую шутку.
Наш результат труда /жизни, отчасти удача. И когда мы полностью уверенные "я могу"+удача, достигаем результатов, мы где на подкорке записываем, что данный набор шагов, правильный и надо его повторять до бесконечности.
Алгоритм сработал, работаем так дальше. Всегда ли актёры одной картины или певцы одной песни, были не правы, повторяя единожды сработавшее?
Мне можно.
А что мне действительно можно?
Ограничиваемся, конечно, законодательством,как минимум, страны проживания.
И можно, это не про вещи, это и про можность быть,иногда, слабой, не справляться, и про то, что я могу метить гораздо выше.
Но интереснее всегда звучат ответы, про то, что я себе запрещаю.
Туда нельзя смотреть. Там я прячу стыдливо прикрываю, что-то, что миру показывать нельзя. И трачу много сил на поддержание иллюзий.
Я эти иллюзии, окрашиваю эмоционально определённым образом и чувствую себя после обычно плохо.
Мне нельзя быть слабой. -> Я думаю, что люди увидят, что я где-то проявила слабину. -> Мне будет стыдно за это и за себя.
Я могу разрешить себе быть такой, и этот не значит, что я всё цело упаду в это и буду вести себя только так. Это большой и долгий процесс, где я даю место этому.
Я могу внимательно поразмышлять, с чашкой ромашкового чая, почему я, вдруг решила, что это настолько плохо.
Я могу сделать рефрейминг.
Я часто прошу клиентов сделать рефрейминг. Мы берём негативно окрашенное слово и ищем синоним с более позитивной окраской. Не всегда на ум приходит сразу подходящее слово сразу, с этим можно походить. И я прошу побыть с этим, и мысленно себя поправлять какое-то время.
Это очень страшно -> Это так трепетно.
Или
Не идеальная ->настояшая->живая.
Это реальные примеры, рефрейминга, от которых клиентам, стало дышать мгновенно стало лучше и они активно зашевелил лапками.
Речевые конструкты используемы в речи, как отражают наше отношение, так и программируют нас на отношение к этому.
Автор: Кондратьева Екатерина Ильинична
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru