Найти тему

Ообразование в сфере киберспорта. Это реально?

Согласно последним социологическим исследованиям, более половины россиян при поступлении в ВУЗ выбрали бы IT-специальность – из них 79% респондентов считают IT-специальности престижными, а 84% востребованными на рынке труда. При этом, если женщины в большинстве своем высказали желание работать в сфере веб-дизайна, SEO/SММ и администрирования интернет-площадок, то представители мужского пола отдали предпочтение специальностям в области программирования, игровой индустрии и киберспорта.

Собственно, нет ничего удивительного в том, что многие россияне нашли себя в IT-индустрии или только собираются осваивать IT-специальность. На сегодняшний день эта сфера деятельности относится не только к популярной, но и к наиболее высокооплачиваемой работе. А тот факт, что большинство IT-специальностей можно получить в отечественных ВУЗах, делает их еще и доступными.

За исключением одного направления – получить образование в сфере киберспорта в нашей стране сегодня очень сложно. А все потому, что в большинстве российских ВУЗов нет такого направления подготовки. И это несмотря на то, что в нашей стране киберспорт был признан официальным видом спорта еще в 2001 году (правда, потом его исключили из списка ВРВС, а затем, в 2016 году, снова включили). Да и многие эксперты уже давно говорят о том, что Россия нуждается в качественном образовании в сфере кибериндустрии.

И вот совсем недавно, Геннадий Онищенко, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке, выступил с поддержкой инициативы по созданию в российских ВУЗах курсов по киберспорту и разработке компьютерных игр. А компания «Ростелеком» выступила инициатором введения в ВУЗах образовательных программ в области киберспорта. Как результат, уже в 2022 году число отечественных университетов, в которых будут реализованы направления подготовки по таким специализациям, как «Киберспорт» и «Разработка компьютерных игр», может существенно увеличиться.

-2

КИБЕРСПОРТ – ИНТЕРЕСНОЕ УВЛЕЧЕНИЕ ИЛИ ПЕРСПЕКТИВНАЯ ПРОФЕССИЯ?

Киберспорт (e-sports, компьютерный спорт, электронный спорт) – индивидуальное или командное соревнование на основе видеоигр. Первый турнир по компьютерным играм был проведен в 1972 году в Стэнфорде.

Киберспорт – относительно молодая и очень перспективная отрасль кибериндустрии. Именно поэтому сегодня в каждом пятом ВУЗе мира существуют образовательные программы, связанные с киберспортом. По мнению европейских специалистов, занятия, связанные с киберспортом, не только повышают интерес студентов к обучению по техническим специальностям, но и способствуют развитию навыков коммуникаций и командной работы.

Буквально 10 лет назад киберспорт никто не воспринимал всерьез. Но после того, как в 2011 году компания-разработчик компьютерных игр Valve на ежегодном турнире The International по видеоигре Dota 2 установила призовой фонд в размере 1,6 млн долларов (главный приз – 1 млн долларов, который в итоге выиграла украинская команда Natus Vincere), отношение к киберспорту в корне изменилось. На эту сферу деятельности впервые посмотрели, как на серьезный вид спорта, не менее значимый чем футбол, шахматы или легкая атлетика.

Поскольку киберспорт прировняли к одному из видов спорта, возникает вопрос: кто такие киберспортсмены, и чем они отличаются от обычного геймера?

Ответ на эти вопросы лежит на поверхности. Вы же можете отличить профессионального футболиста от человека, который просто «гоняет мяч» во дворе, ради своего удовольствия? Вот и разница между геймером и киберспортсменом очевидна:

  • геймер – человек, который играет в компьютерные игры, проводит достаточно много времени за этим занятием или активно интересуется видеоиграми. И все это не ради заработка, а в свободное от работы/учебы время и для собственного удовольствия.
  • киберспортсмен – человек, играющий в компьютерные игры на различных соревнованиях и зарабатывающий путем успешного выступления на турнирах. Киберспортсмены, выступающие за определенную организацию, помимо всего прочего, получают зарплату, размер которой напрямую зависит от опыта и умений игрока.

Может сложится мнение, что любой геймер может с легкостью стать киберспортсменом. Но это не так. Помимо страстного увлечения видеоиграми, киберспортсмен должен иметь талант, а также способность к глубокому анализу внутри своей дисциплины. Ну и, конечно же, ему приходится прилагать огромное количество усилий для достижения результатов.

Киберспорт – это именно тот случай, когда увлечение ребенка может стать его профессией, которая, кстати, способна обеспечить ему вполне приличный доход. Зарплаты киберспортсменов на постсоветском пространстве достигают 5 тысяч долларов (речь идет именно о зарплатах (то есть, ежемесячном доходе), а не о выигрышах на соревнованиях). Зарплаты же топовых мировых игроков могут быть гораздо выше 20 тысяч долларов. И это без учета призовых выплат!!! К слову, размеры призовых выплат растут намного быстрее, чем цены в магазинах. Например, если в 2011 году призовой фонд мирового чемпионата по Dota 2 составлял 1,6 млн долларов, то в 2017 году он вырос до 24 млн долларов.

Для справки: в 2020 году, во многом из-за коронавируса, количество геймеров во всем мире увеличилось от 25% до 50% в зависимости от региона. Согласно статистическим данным, в 2020 году количество компьютерных игроков составило 2,7 млрд человек (а это, на минуточку, 35% населения Земли).
-3

ГДЕ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ КИБЕРСПОРТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЖЕ СЕГОДНЯ?

На сегодняшний день, киберспортивное направление обучения представлено всего лишь в трех ВУЗах России. Это ГЦОЛИФК (Российский госуниверситет физкультуры, спорта, молодежи и туризма), ВШУ (Высшая школа экономики) и университет «Синергия».

Теперь немного подробнее остановимся на каждом из этих университетов.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА

Этот университет стал первым ВУЗом, запустившим направление обучения по специальности «Теория и методика компьютерного спорта и прикладных компьютерных технологий». Что не удивительно, поскольку спорт, в любом его проявлении, это основной профиль данного ВУЗа.

На первых двух курсах студенты изучают дисциплины базовой программы обучения: биохимию, анатомию, психологию, философию и т.д. Начиная с третьего курса в программу обучения вводятся специализированные предметы: теория и методика киберспорта, история компьютерного спорта, киберспортивный менеджмент, организация соревнований и т.д.

Для поступления необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку и биологии, а также пройти тест на уровень моторики и когнитивных способностей. Ну и, конечно же, абитуриентам нужно будет пройти через спортивные испытания: бег, прыжки в длину и подтягивание на перекладине.

Сроки обучения: 4 года (бакалавриат), 2 года (магистратура)

Имеются бюджетные места: по состоянию на сегодняшний день – 12 мест

Стоимость обучения: очная форма обучения – 311 100 рублей/год: заочная форма обучения – 74 000 рублей/год

Отсрочка от армии: на период обучения.

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

В данном ВУЗе реализуется образовательная программа, разработанная совместно с Федерацией компьютерного спорта России, направленная на профессиональную переподготовку по направлению «Управление киберспортом», а также программа профпереподготовки «Менеджмент игровых проектов». Конечно же, это не полноценное направление киберспортивного обучения. Но ожидается, что именно эти программы помогут решить проблему дефицита кадров в менеджменте кибериндустрии.

Сроки обучения: 6-9 месяцев

Форма обучения: очно-заочная

Стоимость обучения: 200-260 тысяч рублей (оплата может быть произведена частями по договоренности со слушателем)

Диплом: По окончанию обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке

УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»

На базе этого университета функционирует факультет игровой индустрии и киберспорта, где можно пройти обучение по программе «Менеджмент в игровой индустрии и киберспорте». На первом курсе студенты изучают базовые исторические, экономические и гуманитарные дисциплины, которые помогают им «войти» в профессию. Начиная со второго курса в программу вводятся дисциплины, связанные с производственным и операционным менеджментом в игровой индустрии и киберспорте.

Сроки обучения: 4-4,5 года

Форма обучения: очная-заочная, вечерняя-выходного дня
Практика и стажировка: с 1 курса

Стоимость обучения: от 19 000 рублей/семестр (в зависимости от программы, формы обучения и региона проживания)

Диплом: По окончанию обучения выдается Государственный диплом о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и Общеевропейское приложение к диплому Diploma Supplement на английском языке