С февраля 1943 года Алексей Кублицкий на фронтах Великой Отечественной войны: он участвовал в боях на Курской дуге, на Украине, затем его отделение обеспечивало телефонной связью батальоны в боях за освобождение городов Гомель и Бобруйск в Беларуси. Особо отличился Алексей Кублицкий на территории Польши.
Осенью 1943 года 102-я Дальневосточная стрелковая дивизия, в которой воевал старший сержант Кублицкий, стала Новгород-Северской, а он, командир отделения роты связи 30-го стрелкового полка, был награжден медалью «За отвагу».
Второй медали «За отвагу» Алексей Кублицкий удостоился уже на земле Беларуси, зимой 1944 года. А за прорыв обороны врага, прикрывающей Бобруйское направление, в ходе операции «Багратион», 102-я дивизия была награждена орденом Суворова 2-й степени, а старший сержант Кублицкий удостоился ордена Отечественной войны 1-й степени.
Алексей Александрович Кублицкий участвовал в форсировании и установлении телефонной связи через реки Десну, Днепр, Припять, Березину, Нарев.
А еще и такой факт: в боях на территории Беларуси он освобождал родное село своего отца (тот переселился в Иркутскую область до Октябрьской революции, прим.) – Поляниновичи, ныне это агрогородок Быховского района Могилевской области.
Становление военного связиста и боевое крещение на фронте
В Красной Армии Алексей Кублицкий с осени 1939 года. Он начинал службу в пограничных войсках на Дальнем Востоке. А на фронт Великой Отечественной войны прибыл в феврале 1943 года, в составе 102-й стрелковой дивизии, об этом из его личных воспоминаний:
«Когда я попал на фронт, у меня за плечами уже было три года службы. Новичком не назовешь. Однако, во время боевых действий постоянно приходилось учиться, и это правильно. Назначили меня командиром отделения телефонной связи. А на войне же связисты там, где опасно».
Боевое крещение старший сержант Алексей Кублицкий принял летом 1943 года на Курской дуге, проявив в боях находчивость и смелость и став опытным связистом. А уже осенью в боях за освобождение города Новгород-Северский в Черниговской области Украины Кублицкий отличился и удостоился своей первой боевой награды — медали «За отвагу». Вот строки из наградного листа:
«Под сильным пулеметным, минометным и артиллерийским огнем противника в период наступательных боев с 24 по 27 ноября 1943 года тов. Кублицкий исправил 13 повреждений линии, чем обеспечил бесперебойное управление передовыми подразделениями».
Боевые награды на белорусской земле — родине его отца
Зимой же 1944 года 30-й стрелковый полк 102-й стрелковой дивизии, в рядах которой воевал старший сержант Алексей Кублицкий, перебрасывают на Белорусское направление. И в январских боях 1944 года на белорусской земле связист Кублицкий удостаивается второй медали «За отвагу». Это было в зимних тяжелых боях, о которых так вспоминал в своих мемуарах Командующий 65-й общевойсковой армией генерал Батов:
«Разгром противника в районе Паричей — большая победа войск армии. На войне не редки такие дни и даже месяцы схваток с врагом, которые по своему значению равноценны взятию крупных городов. Не гремят салюты в честь победы, но войска проявляют не меньше, а иной раз и больше упорства, отваги, мужества, самопожертвования и мастерства.
И старший сержант Алексей Кублицкий тогда был в числе отличившихся и мужеством воина, и мастерством военного связиста, вот строки из наградного листа на него:
«В боях с немецкими оккупантами в Паричском районе Полесской области с 16 по 21 января 1944 года проявил мужество и отвагу. Полк вел тяжелейшие бои, несмотря на недостаток связистов, тов. Кублицкий под ураганным огнем, без смены, устранял порывы на линии. А 20.01, 44 г. заменил командира взвода и связь работала бесперебойно».
Думаю, что уместно привести строки стихотворения фронтового корреспондента и поэта Алексея Суркова о связистах Великой Отечественной войны:
…Осенний день был облачен и хмур.
Дрожал от взрывов подмосковный лог.
Связист зажал зубами тонкий шнур
И за сугроб, отстреливаясь, лег.
Лишь через час его в снегу нашли.
В больших глазах застыла синева.
Меж мертвых губ по проводу текли
Живой команды твердые слова.
Связист и в смерти не покинул пост,
Венчая подвигом свой бранный труд,
Он был из тех, кто, поднимаясь в рост,
Бессмертие, как города, берут.
И вот июнь 1944 года, начало стратегической наступательной операции «Багратион «по освобождению советской Белоруссии, которое ознаменовалось Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И. В. Сталина.
Приказ
Верховного главнокомандующего
Генералу армии Рокоссовскому
Войска 1-го Белорусского фронта, перейдя в наступление из района юго-западнее города Жлобин, прорвали при поддержке массированных ударов артиллерии и авиации сильно укрепленную оборону немцев, прикрывающую Бобруйское направление, на участке протяжением 35 километров, и за два дня наступательных боев продвинулись вперед до 30 километров, расширив прорыв до 80 километров по фронту.
Одновременно севернее города Рогачев войска фронта форсировали реку Друть и прорвали сильную, глубоко эшелонированную оборону противника на фронте протяжением 30 километров и продвинулись в глубину до 12 километров.
В ходе наступления войска фронта заняли более 100 населенных пунктов, среди которых Ректа, Озеране, Веричев, Заполье, Заболотье, Кнышевичи, Моисеевка, Мушичи, и перерезали железную дорогу Бобруйск — Лунинец в районе ст. Мошна, Черные Броды.
В ознаменование одержанной победы наиболее отличившиеся в боях соединения и части представить к награждению орденами.
Сегодня, 25 июня, в 23 часа 30 минут столица нашей Родины Москва, от имени Родины, салютует доблестным войскам 1-го Белорусского фронта, прорвавшим оборону немцев на Бобруйском направлении, двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий.
За отличные боевые действия объявляю благодарность руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях при прорыве обороны противника и форсировании реки Друть.
Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!
Смерть немецким захватчикам!
Верховный Главнокомандующий
Маршал Советского Союза И. СТАЛИН
25 июня 1944 года [№ 118]
А старший сержант Алексей Кублицкий за отличие в тех июньских боях 1944 года по освобождению Беларуси был награжден снова, но теперь уже орденом Отечественной войны, и делаю ударение: сразу его высшей степенью! Читаем в наградном листе:
«При прорыве вражеской обороны в районе Новые Колосы Рогачевского района Гомельской области и при форсировании реки Друть, тов. Кублицкий проявил образцы мужества и отваги. Несмотря на ураганный огонь противника и водные преграды, давал бесперебойную связь. Т. Кублицкий вместе с пехотой ворвался в траншеи врага и тут же восстановил связь, что дало возможность руководить боем в глубине обороны противника».
К золотой звезде Героя Советского Союза
Исключительное геройство, доблесть и мужество проявил старший сержант Алексей Кублицкий при прорыве сильно укрепленной обороны немцев на реке Нарев, южнее польского города Рожан 7 сентября 1944 года. Части 102-ой дивизии получили приказ форсировать Нарев и овладеть господствующей высотой на западном ее берегу. Ночью старший сержант Кублицкий с группой бойцов-связистов первыми переправились на вражеский берег, проложив по дну реки телефонный провод. А едва наступил рассвет, как наши воины пошли в атаку и под прикрытием артиллерии овладели высотой.
Но немцы пошли в ожесточенную контратаку, намереваясь отбить высоту. Держа связь с КП полка, Кублицкий заметил немецкого пулеметчика, который намеревался зайти с фланга. Старший сержант сделал короткую, но прицельную очередь из автомата и фашист был уничтожен, а немецкий пулемет заработал теперь в руках Кублицкого.
Отбив немецкую контратаку, наши воины пошли на штурм второй линию траншей с бетонированными огневыми точками. Кублицкий одним из первых достиг траншеи врага. Началась рукопашная схватка, в которой он своей малой саперной лопаткой убил немецкого офицера, пытавшегося остановить отступление своих солдат.
Подтянув свежие резервы, противник перешел в контратаку. В самый напряженный момент боя одному из «фердинандов» удалось зайти во фланг и прямой наводкой вести огонь по нашим подразделениям. Тогда Кублицкий взял две противотанковые гранаты, подполз к самоходке и бросил одну за другой, и самоходное орудие прекратило вести огонь. А чуть позже, когда смертельно ранило пулеметчика, Кублицкий лег за пулемет и стал бить по врагу.
Жестокий бой длился весь день. Дважды раненый Кублицкий продолжал вести бой, он еще нашел в себе силы броситься в атаку, когда подоспела помощь. Но у его ног раздался взрыв, и в бессознательном состоянии Алексей Кублицкий был доставлен в медсанбат: осколком противотанковой мины ему раздробило ногу и ее пришлось ампутировать.
За проявленное мужество, доблесть и отвагу старшему сержанту Алексею Александровичу Кублицкому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
И после войны в строю
Демобилизовавшись по состоянию здоровья, Алексей Александрович вернулся на малую родину, работал инструктором Тайшетского райкома партии. В начале 60-х годов переехал на жительство в город Канск Красноярского края и до самого ухода на заслуженный отдых работал заместителем директора по политической части Канской автошколы.
Активно участвовал в патриотическом воспитании молодежи, много и плодотворно сотрудничал с Тайшетской районной газетой «Заря коммунизма». Вот один из его рассказов, опубликованных в газете:
«…Ночь перед боем. Тревожное ожидание. Каждый боец понимал, что преодолеть трехсотметровую водную преграду под огнем артиллерии, пройти заминированный луг, овладеть высотой, которая сильно укреплена, будет непросто. Я тоже думал о бое. Незадолго перед этим меня приняли в партию. Свежо было в памяти собрание, где я дал клятву коммунистам всегда быть впереди, не жалеть жизни ради победы. Теперь пришла пора подтвердить слова делом. Мы, связисты, обычно форсировали водные рубежи одновременно с передовыми подразделениями. «А что, если в этот раз поступить по-иному? -подумал я. — Попытаться установить связь прежде, чем начнется форсирование?» Меня внимательно выслушали, и не прошло и получаса, как мы получили приказ приступить к операции. И вот несколько бойцов-связистов, в том числе и я, бесшумно пересекли на лодке Нарев, опуская на дно утяжеленные снарядными гильзами телефонные провода. Незамеченными выходим на берег и здесь окапываемся в ожидании рассвета. В условленный час, рассыпая золотистые искры, взвилась в небо красная ракета. И почти в то же мгновение дрогнула земля: это наша артиллерия открыла ураганный огонь по вражеским позициям.
Под его прикрытием мы ползком преодолели минное поле, проволочное заграждение и приблизились к первой линии вражеской обороны. Траншея, куда мы ворвались, оказалась пустой. Видимо, гитлеровцы, спасаясь от огневого налета, перебрались из нее в укрытие. Мы взяли траншею и сообщили об этом по телефону командиру полка. Потеря ключевой высоты никак не входила в планы фашистов. Они предприняли мощную контратаку с применением артиллерии. А затем в траншее завязался рукопашный бой. Группе фашистов удалось прорваться к командному пункту батальона. В смертельной схватке погибли командир батальона и его заместитель. Вскоре в живых не осталось ни одного нашего офицера.
Тяжелее всего нам пришлось, когда гитлеровцы пустили в ход «Фердинанды». Как бороться с ними, я знал только понаслышке. Однако ярость к врагу была столь велика, что взял две противотанковые гранаты и пополз от воронки к воронке навстречу самоходкам. Вижу, одна уже на дальности броска. «Эх, — думаю, — двум смертям не бывать, а одной не миновать!» Вскакиваю и бросаю одну за другой гранаты, «фердинанд» споткнулся и задымил.
Мы отбили десять вражеских контратак, когда по цепи раздалось: «Наши идут!» Вижу, как поднимаются в атаку оставшиеся в живых бойцы батальона. Я тоже вскакиваю, встаю во весь рост — и вдруг перед лицом взметнулось пламя…
Рассказываю об этом не для того, чтобы лишний раз сказать о своих боевых заслугах. Моя цель другая. Нужно больше жизни любить свою Родину, быть верным воинскому долгу, Присяге. Будет эта любовь, эта вера и верность — ты вынесешь любое испытание».
В 2003 году в городе Канске на площади Победы был установлен барельеф Герою Советского Союза Алексею Александровичу Кублицкому. А 14 октября 2004 года на здании школы в селе Половино-Черемхово Тайшетского района А.А. Кублицкому установлена мемориальная доска.
Автор статьи: Владимир Касьянов