Найти тему
Политехнический музей

Первый голос советского кино

95 лет назад, 28 марта 1929 года советское кино заговорило. В этот день в Ленинграде, на Невском проспекте, состоялся показ фильмов, озвученных по системе Александра Шорина.

В 1925–1933 годах Александр Фёдорович Шорин преподавал «Основы проектирования радиосвязи» в ленинградском Электротехническом институте. Тот же вуз он окончил в 1922 году, будучи уже опытным инженером и учёным специалистом. И уже через три года после выпуска стал профессором. В 1928 году сконструировал буквопечатающий телеграфный аппарат. В 1931 году возглавил кафедру проводной связи Электротехнической военной академии, а в 1934 году получил орден Ленина «за ценные изобретения в деле обороны».

Также Шорин занимался проблемами цветного кино, кардиографии, электроакустики, радиотехники... Но больше всего прославили его изобретения, связанные со звукозаписью. Одно из них даже было названо в честь автора шоринофоном.

По методу профессора Шорина

Работая в Центральной лаборатории проводной связи, профессор создал систему записи и воспроизведения звука, которую в первую очередь оценили кинематографисты, ведь появление звука в кино было прорывом. Шорин работал над своим изобретением совместно с «Совкино», а после его упразднения в 1930 году — с «Ленфильмом».

Изобретатель предложил добавить на киноплёнку оптическую фонограмму. Параллельно кадрам фильма шла дорожка переменной ширины, созданная с помощью ленточного осциллографа оригинальной конструкции.

Первыми заговорили «Бабы рязанские»

В аппаратной первого звукового кинозала, открывшегося на Невском проспекте в Ленинграде 5 октября 1929 года, стояли «немые» кинопроекторы «ТОМП-4», дополнительно оборудованные звукочитающей системой «прямого» чтения. Перед первыми показами выступал сам Шорин — «изобретатель советского звукового кино», как указывалось в программе. Показывали фрагменты из драмы «Бабы рязанские» Ольги Преображенской и Ивана Правова. Фильм снят в 1927 году, через два года авторы решили его частично озвучить. Интересно, что в этой картине сочеталось игровое и документальное кино. Некоторые эпизоды — например, свадебный обряд — киногруппа сняла тайком, скрытой камерой, как теперь говорят. Хотя трудно представить, как им это удалось при использовании техники того времени.

В дальнейшем систему Шорина использовал Григорий Александров для одного из самых популярных довоенных фильмов — «Весёлые ребята» 1934 года. Любопытно, что Александров за несколько лет до того с Всеволодом Пудовкиным и Сергеем Эйзенштейном предостерегал от злоупотребления звуком в кино: «Так использованный звук будет уничтожать культуру монтажа». Режиссёрам вторил и литературовед и киносценарист Виктор Шкловский: «Говорящее кино почти так же мало нужно, как поющая книга».

Как бы то ни было, в 1934 году произошёл полный переход советского кинопроизводства к звуковому кино.

-2

И оптика, и механика

Александр Шорин разработал не только оптическую систему звукового кино. Не менее известен он и как изобретатель оригинального механического звукозаписывающего прибора. В нём тоже использовалась 35-миллиметровая киноплёнка, но уже просто в качестве гладкой и достаточно прочной ленты, на которой можно процарапать звуковую дорожку.

Технология позволяла применять отходы кинофабрик, «смытую» плёнку. Её разрезали вдоль на две части, а для экономии иногда писали на обеих сторонах. При длине дорожки в 300 метров это позволяло делать запись длительностью 8 часов.

Само устройство состояло из двух фрикционных барабанов, движущих плёнку, рекордера, к которому присоединялся микрофон или ламповый приёмник, и рубинового либо корундового резца. Метод записи напоминал тот, что применяли при изготовлении граммофонных пластинок. Резец по полученному электросигналу вырезал на плёнке тонкую зубчатую канавку. Чтобы проиграть запись, резец нужно было сменить на корундовую иглу, поставить на дорожку и снова включить лентопротяжный механизм.

В 1930 году была закончена работа над первыми полнометражными звуковыми документальными фильмами «План великих работ» и «Симфония Донбасса», снятыми режиссёрами Абрамом Роомом и Дзигой Вертовым. При их создании использовали механический шоринофон.

14 апреля 1941 года, за полгода до смерти, Александр Фёдорович Шорин получил Сталинскую премию первой степени за изобретение метода и аппаратуры для механической звукозаписи.

-3

Фотогеничность звука

Когда Шорин только начал решать задачу озвучивания кино, разгорелся спор, что должно преобладать в фильмах — голос или звук. Некоторые специалисты по киноискусству считали, что главными в кино должны быть не диалоги или музыка, а индустриальные шумы. Но победил здравый смысл.

В книге «Как экран стал говорящим» Александр Шорин вспоминал, что при создании технологии пришлось искать ответы на неожиданные вопросы: «Что это за странное явление — «фотогеничность звука?» Почему звуки гитары и балалайки всегда выходят хорошо и звучат естественно, а рояль почти всегда звучит плохо? Почему речь иногда понятна и ясна, а иногда она бубнит и бубнит?»

Не только в кино

Записывающее устройство Шорина оценили и на радио. С началом серийного производства шоринофонов в сетке вещания увеличилось количество радиоконцертов, опер и спектаклей. Раньше они шли в прямом эфире, теперь можно было использовать записи. Постоянство оборотов, важное для записи опер и длинных концертов, обеспечивалось трёхфазным синхронным мотором с асинхронным пуском. Мотор работал со скоростью 1500 оборотов в минуту.

Изобретённые в начале 1940-х портативные шоринофоны помогали журналистам. Правда, выпускали их очень недолго и малой серией. Производство шоринофонов прекратилось во время Великой Отечественной войны и не возобновилось. На смену им пришли магнитофоны.

Один из портативных шоринофонов хранится в Политехническом музее.