В этой главе говорится о том, что мучает человека и как человек может выйти из круга рождения и смерти. Число девять означает бездну или вхождение внутрь. Звучащие трубы говорят подобно печатям об определенном этапе становления жизни. Подобно печатям, четыре первых трубы раскрывают этапы вхождения жизни в материальную природу, а две следующие – особенности жизни. Седьмая труба говорит о следующем за жизнью фазе метаморфоза – смерти. (Она звучит в одиннадцатой главе, где дается мера душе.)
1. Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.
Слово звезда (кохаб) имеет символы 20.6.20.2 – душа от духа стала душой телесною. Образно, можно сказать: свет жизни сошел в материальную природу.
2. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. 3. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. 4. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.
Иносказательно это место говорит о муках жизни вне завета с Богом. Это место перекликается с восьмой и девятой главами книги Иезекииля. Суть там в том, что когда среди Израиля умножилось беззаконие, Господь дал указание шести мужам о наказании виновных. Один муж ставил знак на челах людей, скорбящих обо всех мерзостях (которые настали в Израиле), а пятеро других – поражали всех, не имеющих такого знака.
Времена падения Израиля, под управлением пяти царей, несомненно, находят здесь отражение. Во времена вавилонского плена евреи пережили одно за другим пять переселений в Вавилон. Иоанн Богослов постоянно обращается к истории еврейского государства.
5. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. 6. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них. 7. По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее - как лица человеческие; 8 и волосы у ней - как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов. 9. На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее - как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; 10 у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была - вредить людям пять месяцев.
Вот имена этих месяцев-царей:
Иосия - Бог поддерживает, защищает;
Иехония (Иоахаза) - поставленный Богом;
Иоаким - Бог восставляет;
Сын его - Иоаким - Бог восставляет;
Седекия - правда Божия.
(с именами царей могу ошибаться)
Пять месяцев это намек на необходимость жить в праведности (5 - десница, праведность) и намек на необходимость сдерживать свои чувства, которых у человека пять; и это пять нижних чакр - Муладхара, Свадхистхана, Манипура, Анахата, Вишудха (эти пять царей мучают человек чувствами).
Следует понимать, что видение, как метафизическое явление, понять буквально невозможно. Можно лишь понять общую его канву.
11. Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион. 12. Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя.
Аваддон (истребление) – место, где пребывают мертвые.
Аполлон (лучезарный) – покровитель искусств, искусства предполагают чувственное восприятие действительности.
Пятая труба говорит о необходимости соблюдения заветов Господа и необходимости сдерживания своих чувств в определенных рамках. Несоблюдение этих требований названо учителем Иоанном первым горем. И это горе в истории народов – пленение Израиля. Смешение исторического и теософского контекстов, дает трудную пищу для рационального ума современного человека.
«13. Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, 14 говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате».
Историческая подоплека этих стихов может иметь, кроме всего прочего, связь со временем пленения Израиля и повелении царя Кира о начале подготовки к возвращению евреев в свою страну, и разрешении восстановления храма в Иерусалиме. «3 так говорит Кир, царь Персидский: Господь Израиля, Господь Всевышний поставил меня царем вселенной 4 и повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, который в Иудее. 5 Итак, кто есть из вас, из народа Его, да будет Господь его с ним, и пусть он, отправившись в Иерусалим, что в Иудее, строит дом Господа Израилева: Он есть Господь, живущий в Иерусалиме. 6 Посему, сколько их живет по местам, жители места того пусть помогут им золотом и серебром, 7 дарами коней и скота и другими обетными приношениями на храм Господа в Иерусалиме. 8 И поднялись старейшины племен колена Иудина и Вениаминова и священники и левиты и все, которых дух подвиг Господь идти и строить дом Господу в Иерусалиме;» (3 Ездра 2:3-8). Таким образом, ангелы, связанные при великой реке Евфрате – племена и колена Израиля в период Вавилонского плена. Учитель Иоанн пишет таким образом, что под любым описываемым событием можно прочитать несколько подстрочников. Собственно, этим каббалистическим языком написана вся Библия, и Ветхий и Новый заветы.
Другое значение стихов 13-14 состоит в том, что эти четыре Ангела будут убивать людей (каждого человека в отдельности) в 16 главе это Ангелы чаш. Не хочу ни пугать, ни расстраивать читателей, но там, на мой взгляд, описаны этапы умирания человека.
«15. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей».
Пришла пора вновь вспомнить о третьей части, что сеялась в зарождение в предыдущей главе (ст. 7-12). Третья часть – живая энергия Господа, оживляющая тело (сознание), третья часть – это идиома тонких энергий, ведущих человека по жизни.
«16. Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его».
Две тьмы тем – две тысячи тысяч – 2 000 Х 2 000 = 4 000 000. Это число напоминает о четырех животных, осененных шестью крылами. «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг» (4-8).
«17. Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней - как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. 18 От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей; 19 ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили».
Слова о силе во рту и в хвостах, наверно, можно связать с реакцией, прямой и отложенной, кармической, на жизнь. Слово карма не употреблено в книге, но суд Божий можно соотносить с этим понятием.
«20. Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. 21. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем».
Прочих людей осталось 2/3 или 66,6%. Они продолжили поклонение страстям и чувствам. Идолов пять, по числу чувств. Количество упомянутых грехов соответствует количеству рогов золотого жертвенника и количеству составляющих мира.
У пророка Захарии (13:8-9) так говорится об этом: «И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь – Бог мой!»». Третья часть это тонкие энергии, которые отделившись от тела, очищаются и поднимаются в миры просветления.
Шестая труба говорит о возможности отказа от греха. И напоминает о выходе Израиля из плена и восстановлении духовной жизни общества.