Еще не высохли слезы на глазах россиян, после душераздирающего теракта в «Крокус Сити Холле», как депутаты принялись обсуждать снятие моратория на смертную казнь в России. Кто-то говорил, что это невозможно, поскольку придется менять Конституцию, кто-то предлагал провести общенародный Референдум (депутат Сергей Миронов), третьи (как председатель Госдумы Вячеслав Володин, например)высказались, что можно и без Референдума обойтись. И действительно, были найдены лазейки в Конституции, благодаря которым ввести смертную казнь можно в особых случаях. В соцсетях мы видим прогрев общества на эту тему. Многие паблики выложили опросы, но пока за смертную казнь выступает не подавляющее большинство населения.
Почему люди стали с опаской относиться к высшей мере наказания? Раньше, поддержка была сильнее. Это вопрос особый. Возможно, раньше было очевидно многим, что «вышка» коснется особо опасных преступников - серийных убийц и террористов. То есть тех, кто совершил какие-то особо тяжкие, страшные преступления, и которых тюрьма уже не исправит. Но сейчас ситуация изменилась. Идет специальная военная операция на Украине. И в свете этого, особо опасными преступниками, государство, стало считать почему-то не маньяков и патологических душегубов, а, скажем так, предателей Родины, врагов народа. А под предателей и врагов могут попасть не только шпионы и диверсанты, а также те, кто высказывается против СВО, например. А почему нет? Ну вот пацифист человек, не понимает для чего это все, живет в мире с розовыми поняшками и закрывает глаза от реалий современной жизни. И вот он начинает это писать в соцсетях, с аргументами. А сосед, к примеру, давно на него зуб имеет по какому-то вопросу. Ну и пишет донос, что тот, слушал гимн вражеского государства с утра пораньше. А полиция пишет отчет, что поймали еще одного. Ну он против политики партии? Значит враг. А от перегибов никто гарантии не даст. Да, скорее всего до этого не дойдет (мы специально преувеличили), но у людей в России стало размываться понятие «опасный преступник». Кого к нему будут относить? Педофила? Казнокрада? Взяточника? Террориста? И кто будет отслеживать, чтобы не было перегибов. Ну были случаи в истории, когда человек сидел срок за несовершенные преступления.
Кстати, немного иная ситуация наблюдается сейчас с душегубами. Как помним, после работы ЧВК «Вагнер» с главным музыкантом Евгением Пригожиным по тюрьмам, заключенные по тяжким статьям могут искупить свою вину кровью. Отслужив N месяцев их могут помиловать за особые заслуги. Но сейчас хотят вернуть смертную казнь, и возникает вопрос, так все же для кого?
Волнует также и вот еще что. В России главной религией является православное христианство. И по христианству убийство - это нарушение одной из заповедей Бога. Насколько имеет право государство лишать жизни кого-то из россиян? И оказывается, что с точки зрения христианства это тоже оправданно.
К примеру, известный российский богослов Алексей Осипов, говорит, что святые отцы никогда не выступали против смертной казни, они могли подавать прошения о смягчении, но не более. Все дело в том, что какой-нибудь маньяк - он уже потерял человеческий облик. Но попав в тюрьму он все равно надеется выйти. Он думает, что вдруг изменят меру наказания, будет амнистия, сменится власть, удастся сбежать и т.д. И только смерти боятся опасные преступники. Таким образом, угроза смертной казни, заставляет остановиться тех людей, которые вознамерились совершить преступление, а также защищает людей, которые могли бы стать жертвами опасного преступника. Более того, понимая, что смерть неминуема, преступник становится чуть ли не праведником, он обращается к Богу, потому, что больше уже ничего не остается. Отсылка к разбойнику на кресте.
Таким образом, получается, что хотим мы этого или нет, но смертная казнь могла бы стать действительно действенным методом для наведения порядка в стране. Но в идеальном мире правосудия. К примеру, в Белоруссии такие приговоры не так часты, но действенны. Люди понимают, что человека казнят за жестокое убийство, например, чтобы и другим неповадно было, чтобы был порядок и люди жили в безопасности. Но как это будет выглядеть в российских реалиях, и будет ли вообще снят мораторий, потому, что грешников лютых хватает и во властных структурах. Достаточно судить только по приговорам последних лет по обвинениям в коррупции, например, представителей тех или иных министерств. Что будет дальше - покажет время.