Известный швейцарский профессор медицины, врач-психиатр, психотерапевт и психолог Карл Густав Юнг (1875-1961) предсказал по снам немцев скорое начало Второй мировой войны.
Как ему это удалось? На что он обращал внимание? Смог ли он предсказать другую войну?
Давайте, последовательно ответим на эти вопросы.
Как ему это удалось?
Карл Юнг сделал свои предсказания в начале 1930-х годов. В то время Германия была активно развивающейся страной. Напомню, что мало кому известный тогда Гитлер пришел к власти и принял присягу в апреле 1933 года. В 1938 году он был человеком года в мире (по версии журнала Time) и ему собирались присудить Нобелевскую премию в 1939 году. То есть его считали героем, и человеком с историческим и политическим знаком плюс.
В Германии тогда шел подъем страны. И вот в такое время расцвета немцев, швейцарский врач и профессор Юнг делает парадоксальное предположение о скором начале большой войны.
Как ему удалось?
Он работал как врач с немецкими пациентами, невротиками, обращавшимися к нему в клинику. Таких пациентов у Юнга было немало. Он был очень популярным психотерапевтом, клиентов хоть отбавляй. Через психотерапевтическую работу с этими пациентами Юнг и увидел скорое начало войны.
На что Юнг обращал внимание?
Как и его учитель – прославленный доктор Зигмунд Фрейд из Австрии, - Юнг работал с интерпретацией сновидений. Фрейд опытно заметил, что через сны людям подаются бессознательные образы и сигналы. Важно их не игнорировать, а научиться интерпретировать. У Фрейда даже есть книга на этот счет «Толкование сновидений».
В 1913 году Юнг разошелся во взглядах с Фрейдом, открыв свое направление глубинной психологии, но почитал его всю жизнь как великого ученого и своего учителя. Юнг использовал фрейдовское толкование сновидений, но по - своему, через призму открытого Юнгом «коллективного бессознательного».
Работая клинически с немецкой аудиторией доктор Юнг обнаружил в их снах в «благополучное время Германии» странную повторяющуюся деталь бессознательного.
У очень многих, совершенно разных людей, были схожие, с точки зрения бессознательных образов в них, сновидения. Им приходили образы разрушения, смерти, позора, боли.
Такое повторение не могло быть случайным – понял профессор Юнг. Исследуя проблему глубже, он понял, что сны немцев предсказывают надвигающуюся войну, в котором этот народ примет самое непосредственное участие.
Юнг опытно заметил, что образы бессознательной психики людей не лгут. Даже если они кажутся бредом, патологией. Психика может быть извращена, человек может не понимать, что за образ к нему приходит и о чем он говорит и предупреждает. Но сам образ (даже в ненормальном человеке) это отражение чего-то важного. И это важное – истинно. Как столб, стоящий у колодца отражается в виде образа в воде, так и в бессознательной психике человека отражаются образы надвигающегося действа.
Юнг поделился своими соображениями на основе исследования сновидений немцев в 1930 годы. Над ним посмеялись и подумали, что доктор бредит и предполагает ложные гипотезы. Но в 40-х годах признали, что Юнг-то как раз видел и понимал все правильно.
Смог ли он предсказать другую войну?
Когда широкой общественности стало ясно, что метод Юнга дает точные прогнозы, к нему стали обращаться как к провидцу и искушали его что-то изречь о будущем.
Но Юнг, духовно и жизненно опытный, научно подкованный, не велся на такие искушения.
Он не пророк и не оракул. Он ученый, и работает с фактическим психологическим материалом. Но как ученый, он понимает, что научные методы имеют ограничения по точности, равно, как и экспертиза того, кто их использует. Все следует перепроверять: любую, даже самую привлекательную гипотезу. Чему он оставался верен. Потому, «в пророка не играл».
Что заметил Юнг в послевоенные годы?
Тогда, в 1930 года, нарастала бессознательная фобия немцев во снах. И Юнг смог прочесть и понять ее причины. После войны, европейцы стали более расслабленными, понимая, что опасности больше нет. У них не шла та самая напряженность, рождающая страшные и схожие по содержанию образов сновидения. Поэтому, предсказать, например, Третью Мировую войну, Юнг не мог. Его нередко спрашивали об этом. Но он не считывал ее в «коллективном бессознательном» своих многочисленных пациентов по миру.
Послесловие.
Помня об этом историческом факте, коим поделился выше, подумал: а как сейчас не хватает доктора Юнга. Проанализировав сны и другие особенности коллективного бессознательного в группах пациентов из разных стран мира (и в России, в том числе), думаю, он бы точно что-то важное обнаружил бы и сказал. Сейчас это пытаются делать разные публичные люди, но они, увы, не обладают тем талантом гениального глубинного психолога и психиатра, которым несомненно обладал великий Карл Юнг. Они просто вещают, что им кажется, Юнг же реально обнаруживал, что есть.