В романе «Анжелика, маркиза ангелов» меня сильно поразило описание замка, где росла Анжелика. Пустые залы, гулкие переходы, одна единственная комната, где топился камин. А дети спят в комнате, в которой невероятно холодно замой. Авторы книги уточнял, конечно, что так жили только обедневшие дворяне.
Однако, когда я познакомился с мемуарами тех, кому довелось пожить в королевском Версале, то понял, что и самый шикарный дворец тех времен был не намного лучше и комфортабельнее6 там царила антисанитария, холод и сквозняки. Но как придворные выживали в жутком холоде Версаля? Рассказываю.
Вот к примеру, что пишет о жизни в Версале Лизелотта Пфальцская: «Здесь так холодно, что вода стынет в бокалах». Да что там вода, даже вино превращалось в ледышки по воспоминаниям герцога де Сен-Симона: «Зима 1709 года была невероятно холодной, да так, что эликсиры и вино замерзали прямо в бутылках».
❤️Дорогие друзья, к сожалению, Дзен ограничивает некоторые публикации пометкой 6+. Если вы хотите читать посты и смотреть видео без цензуры, то ждём на Телеграмм-канале ⬇️
Король Людовик XIV (вернее, архитекторы и строители) построил великолепный дворец, но жизнь там была непростой. Впрочем, короля это мало заботило – лишь бы ему было хорошо. А вот придворные страдали… да еще как! Холод и сквозняки Версаля преследовали их на протяжении всего времени, пока они жили в этом прекрасном замке.
Проект Версаля подразумевал огромные витражные окна. Они были его визитной карточкой. Но совершенно не рассчитывались на погодные условия. Из-за этих окон по помещениям постоянно гуляли сквозняки. Кроме того, своевременной заменой оконных рам, которые, разумеется, делались из дерева, озадачивались не часто. Они рассыхались летом, зимой отсыревали. Потому в помещениях было в холодное время не только очень зябко, но и весьма влажно.
По воспоминаниям современников, сам Людовик любил помещения попрохладнее. И его мало пугали сквозняки, так как он почивал в самой теплой комнате дворца. А вот его любовницы, которых было довольно много, жаловались, что частенько простывают из-за этих сквозняков.
Конечно, во дворцовых залах были обустроены внушительные камины. Их постоянно натапливали. Но и это не могло помочь зимой – ведь большие помещения, в которых, к тому же почти не было дверей, невозможно было протопить хорошенько. К тому же вышеупомянутые сквозняки выдували все тепло. Потому придворным приходилось утепляться по мере возможности. Правда, ходить в тысяче одежек они тоже не могли – этикет запрещал, да и красоту свою показать хотелось.
Конечно, кому доставались более или менее комфортабельные помещения, могли согреться у камина там. Но эта роскошь была не в каждой комнате Версаля, да и не у каждого придворного была личная комната. К тому же те, кто имел такой камин, имели еще одну проблему. Дымоходы в Версале в дополнительных помещениях были не очень продуманными и весьма небольшими. Вентиляция затруднялась, особенно в ветреную погоду, когда дым возвращался обратно в комнату. Людям просто нечем было дышать. История также зафиксировала случаи отравления угаром от камина в Версале.
Придворным приходилось строчить жалобы, и вставать в очереди, чтобы получить королевское разрешение на ремонт. Иногда ждать приходилось очень долго. Например, сохранились письма маркизы д' Оннисан, в которых она жаловалась на состояние камина в своих версальских покоях. Женщина указывала, что дым из камина окутывал всю спальню, а потом мебель покрывалась копотью, а ей в холодное время года приходилось дополнительно проветривать помещение и еще больше мерзнуть. А в письме графини де Тессе содержалась жалоба на то, что из дымохода в ее комнате все заливает в дождливые дни. Влажность очень большая, потому гниет даже паркет.
С одной стороны большие окна помогали высушить и проветрить комнату в летнее время, с другой из-за них зимой было очень холодно. Люди укутывались в меха, спали под множеством одеял, кладя в постели грелки, а на голову надевая колпак. Единственное утешение было в том, что если у дворянина имелись свои покои (пусть даже крохотные) в Версале, значит, он имеет неплохой статус у короля. Ведь многим приходилось проводить ночи в чуланах и на антресолях, совсем без окон и каминов.
Королевская свита постоянно размазывала сопли в самом буквальном смысле. Простуда и насморк были неотъемлемой частью Версаля. Дежурным даже стал вопрос: «У короля нет больше насморка?» Женщины, которые носили глубокие декольте, совершенно не защищавшие шею и грудь, почти всегда страдали бронхитами и трахеитами. Хорошо, что некоторые догадывались утеплять нижние рубашки и панталоны, нашивая на них меховые полоски – иначе не видать было бы им наследников.
К слову, о них. Маленькие дети, которым "непосчастливилось" жить с родителями в Версале, постоянно болели. Конечно, такое было редкостью – ведь придворные оставляли своих отпрысков с мамками и няньками в загородных имениях. А вот детям королевской семьи приходилось несладко, так как они вынуждены были часто приезжать в Версаль, чтобы появляться среди родителей.
Из-за холода и сквозняков мытье было делом редким. Да что уж говорить, Людовик 14-й вообще не любил эту процедуру. Поговаривали, что он принимал ванну лишь 3 раза в жизни. Но даже если бы и любил, то проблема была в том, что пока из кухни доносили горячую воду до покоев (спец. помещений не было), она остывала. И мытье проходило в лучшем случае в прохладной водичке. Это удовольствия доставляло мало.
Я сейчас рассказал лишь про Версаль. Но, как видно из вступления, дела в других дворцах и замках той далекой эпохи обстояли не лучше. Поэтому люди очень часто болели из-за отсутствия отопления, что приводило к частой смене придворных… Антибиотиков-то не было, лечились кое-как… потому и умирали пачками, освобождая «драгоценные апартаменты» для новых страдальцев…