24 марта — день памяти святого Василия Малахова, исповедника, пресвитера (1937)
Зимой 1928 года в Витебской тюрьме отец Василий писал показания по требованию следователя. Его забрали в декабре минувшего года. Многие из знакомых священнослужителей уже пострадали от новой власти. Десять лет назад прошумела революция, и эхо ее, казалось, становилось не тише, а громче и мощнее. И губительнее. Батюшка, которому в то время было пятьдесят пять, повидал многое и был готов ко всему…
«Два-три человека обращались ко мне с предупреждением: "Батюшка, не трогайте вы этих безбожников, сделают они вам какую-нибудь беду". На что я ответил: "Что ж! Пусть делают! Власть дала нам полную свободу вести религиозную и антирелигиозную пропаганду; я говорил против безбожия; пусть на меня клевещут — против власти я не говорил: вы сами тому свидетели". В проповедях после богослужения я громил хулиганство, страсть к сквернословию, нравственную распущенность и прочее у деревенской молодежи.
За тринадцать месяцев службы на родине я старался принести посильную пользу своему родному приходу. Не умолкая, звал своих пасомых быть хорошими христианами и честными гражданами, чуждыми современных недостатков: нравственной распущенности, хулиганства, бандитизма и тому подобного. Особенно я призывал к этому молодежь. Слово вражды, агитации против Советской власти с моих уст никогда не сходило. Власть для меня всегда была "Божиим установлением", существующим и действующим по воле Бога…»
Несмотря на эти искренние строки, ничем не угрожающие репутации большевистской власти, невзирая на отсутствие вины перед людьми и новым строем, участь священника была предрешена. С Витебской тюрьмы начался его путь к священномученичеству, и географический, и человеческий. А за плечами — целая жизнь.
Василий Яковлевич Малахов родился в крестьянской семье. Он появился на свет в январе 1873 года в живописном белорусском крае — в деревне Дуброво Городокского уезда Витебской губернии.
Сельский мальчик был смышленым и способным к наукам, крестьянство его не привлекало — он хотел учиться. Родители не препятствовали этому и отдали ребенка в Витебское духовное училище. Окончив его, Василий понял, что его особенно привлекает стезя священника, и поступил в Витебскую духовную семинарию. Если в семинарии могли обучаться студенты крестьянского сословия, то в духовную академию Василий поступить не мог, невзирая на свое огромное желание и проявленные способности. Для этого нужно было выйти из крестьянского сословия. Собрание крестьян постановило выдать способному молодому человеку увольнительное свидетельство в обмен на расписку, уверяющую, что он «по окончании академического курса поступит на духовно-училищную службу». Поскольку четырехлетнее обучение Василия предстояло за казенный счет, он обязан был шесть лет прослужить в духовно-учебном ведомстве, откуда не мог быть уволен без особого разрешения Святейшего Синода.
За четыре года учебы Василий Малахов показал успехи в богословской науке. Высоко был оценен профессурой его исследовательский труд «Пресуществление Святых Даров в таинстве Евхаристии». В нем молодой богослов дал подробный обзор истории и распространения термина «пресуществление» и совершил глубокое исследование святоотеческого учения о таинстве Евхаристии.
В 25 лет со званием кандидата богословия Василий выпустился из Московской духовной академии и получил назначение в Волынскую духовную семинарию — стал преподавателем на кафедре сравнительного богословия и истории и обличения русского раскола. В семинарии он проявил себя как высокообразованный человек и истинный христианин, его уважали и любили. Он пользовался доверием сослуживцев, исполнял обязанности инспектора семинарии.
Так продолжалось до самых революционных потрясений.
Василий Яковлевич имел чин статского советника, его избрали делегатом от мирян Волынской епархии на Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов.
В 1919 году семинарию закрыли новые власти, и Василия Яковлевича пригласили преподавать в Житомирское училище пастырства. Но и это учреждение образования закрыли в 1922 году.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
В это время появляется выгодное большевистской власти обновленчество. Обновленцы занимали православные храмы, с чем не могли мириться преданные Церкви христиане. Василий Яковлевич часто делал доклады на епархиальных собраниях, переписывался с духовенством и разъяснял, откуда берет корни обновленчество и почему это ересь, ведущая к расколу.
Вот небольшая выдержка из одного письма: «Вы говорите, как разобраться полуграмотному попу во всех дрязгах обновленцев с тихоновцами? Нечего и разбираться — надо только идти прямым путем и иметь чистую совесть. Логика простая: теперь смута, разные споры, новые проекты и тому подобное. Если я вмешаюсь во всё это, легко могу заблудиться. Я исповедаю свою веру во Святую Церковь. Она всегда была, есть и будет до скончания века. И наша Русская Церковь — святая, что доказывается сонмом великих праведников, бывших в ней. Поэтому буду и я верно держаться Предания. В основу возьму Святое Евангелие. Тогда я буду спокоен. Тогда я не погрешу… Ничто человеческое не постоянно. Никогда пастырь не может положиться и на своих пасомых, на их преданность ему. Одна только есть незыблемая скала на земле — Церковь Христова. Ее должен, несомненно, и держаться каждый, соблюдать веру и верность ей. Только вера! Хоть маковое зернышко! Не смущайся временными бедствиями и "будь верен до смерти"…»
В начале 1920-х годов в Житомир на диспут «Жил ли Христос?», организованный большевиками, съехались многие проповедники. Был приглашен и Василий Яковлевич Малахов. О том, каким он был оратором, расскажет письмо очевидца:
«Докладчиком на диспуте выступил некто профессор Язловский — молодой, около 30 лет человек. Речь его была бледна, и переполненный слушателями городской театр безмолвствовал. Но вот выступает… отец Василий Малахов. Безукоризненный доклад с доказательствами о существовании Христа произвел на слушателей такое сильное впечатление, что отцу Василию была устроена огромная овация, прерываемая только свистом комсомольцев… Когда по окончании выступления оппонентов председатель собрания предоставил слово докладчику проф. Язловскому, весь зал поднялся со своих мест и ушел».
Василий Малахов с юных лет мечтал о служении Богу у алтаря, принятии сана. В августе 1924 года мечта осуществилась: его рукоположили во священника и вскоре возвели в сан протоиерея.
Через два года отец Василий возвратился на родину. В белорусском селе Тиосто он начал свое служение в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Местный священник вышел из Святой Церкви, отказался от служения. Его и заменил новый настоятель, благо Тиосто находилось в двух верстах от деревни, где отец Василий родился и провел детство.
Через год пастырского служения на родной земле отец Василий стал жертвой доноса, который поступил начальнику районного отделения милиции. Написал донос помощник лесничего. Он обвинял священника в том, что тот в своих проповедях сравнивает большевиков с американцами, превратившими индейцев в рабов перед тем, как искоренить весь народ. «Этот поп является контрреволюционером, которому не только нельзя жить в тайном углу Меженского района… а и в пределах СССР», — выводила рука лжесвидетеля.
И этого оказалось достаточно для ареста. В декабре 1927 года отца Василия арестовали. «Я принял сан священника недавно, но я принял его совершенно сознательно, хорошо понимая, что я этим самым подписал себе ордер ГПУ на право у меня обысков и ареста, а возможно и ссылки», — такими словами встретил он сотрудников ОГПУ и спокойно смотрел, как эти люди обыскивают его квартиру, в которую он уже не вернется.
Шесть долгих мучительных месяцев длилось заключение священника в витебской тюрьме. Три года ссылки в Сибири — таков был приговор Особого Совещания при Коллегии ОГПУ.
Эти годы были непростыми, подорвали здоровье батюшки. Жена последовала за ним. Когда срок закончился, оказалось, что священник лишен права проживания в областных городах. Отец Василий с матушкой поселились в селе Абрамово Нижегородской области. Жители села приняли их радушно, крестьяне поверили батюшке как пастырю и нередко приходили посоветоваться, испросить благословения и молитв, поговорить о духовном.
В местной церкви батюшка Василий сослужил приходскому священнику. После они с матушкой переехали в местечко Усвяты, и крестьяне из Абрамова по возможности помогали им продуктами и состояли в переписке со своим добрым духовником.
Верующий народ нуждался в церковной жизни и проповедях, укрепляющих души в столь непростое время. Отец Василий это понимал и совершал богослужения в домах своих духовных детей. Туда приходили люди помолиться, послушать слово Божие, получить духовный и житейский совет.
Нередко сотрудники НКВД пытались арестовать батюшку, узнав, что он приехал в село. Но за всё время ни один человек его не выдал, напротив, люди прятали отца Василия от уполномоченных, помогали ему вовремя уехать в безопасное место.
По субботам и воскресеньям отец Василий служил в своем доме в Усвятах. Матушка была псаломщицей. Служил литургию батюшка на антиминсе, который с началом гонений получил от архимандрита Германа (Вейнберга). Когда-то они вместе преподавали в Житомирском пастырском училище.
Проживая в Усвятах, отец Василий с матушкой бывали в Москве, где останавливались у родственников и посещали храмы. Предатели скрывались среди знакомых, как волки в овечьих шкурах. Таким был диакон храма мучеников Адриана и Наталии, секретный сотрудник НКВД. Именно по его доносу в феврале 1936 года супругов арестовали, и они оказались в Бутырской тюрьме.
Началось следствие. На вопросы следователя батюшка отвечал честно и просто. Например, когда его спросили о том, как он относится к советской власти, ответил, что власть признает и подчиняется ей, но недоволен, что закрывают храмы и оскверняют христианские святыни, а вера — оскудевает.
Такие откровения не могли остаться безнаказанными. Пять лет ссылки в Северный край, в Архангельскую область — таким был приговор. Обвинили супругов во «враждебном отношении к советской власти, систематической антисоветской агитации и распространении контрреволюционных провокационных слухов о якобы проводимом гонении на верующих в СССР».
Это было последнее пристанище священника, прошедшего через советские мытарства. Протоиерей Василий Малахов умер от тифа 24 марта 1937 года. Где его похоронили, неизвестно, как и большинство людей, пострадавших от советских репрессий в ХХ веке.
Несмотря на десятилетия забвения, в ХХI веке имя отца Василия вновь зазвучало в храмах, но теперь уже — как святого угодника. В 2005 году Священным Синодом протоиерей Василий Малахов причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Его жизнь — уроки терпения и смелости, смирения и святости. Именно на таких судьбах и таких личностях и держится Святая Церковь, как говорил отец Василий в одной из своих проповедей.
Святой священноисповедник Василий, моли Бога о нас!
МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО
НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU