С наступлением весеннего сезона, все чаще хочется обновить асфальт. Обожаю объезжать трещины, ямы, и, конечно же, велокурьеров. Хотя, с тем, как размножаются электродвигатели на велосипедах курьеров, объезжают скорее они тебя, а не ты их.
Почему велокурьер - это опасность?
Ещё совсем недавно представить себе "встречку" на велодорожке – было сродни представить себе сюжет футуристического романа.
Теперь, это в порядке вещей. Курьеры носятся по велодорожкам, по тротуару, по автомобильным дорогам, причём, частенько они могут пересекать сразу четыре полосы, совершенно не парясь о том, видят ли их другие участники дорожного движения.
Катишь себе спокойно, никуда не спеша, любуясь достопримечательностями города, а мимо тебя на бешеной скорости проносится Яндекс доставка.
Скажу честно, пару раз Яндекс доставка едва ли не доставила меня на тот свет, причём довольно шустро, без смс и регистрации.
Как велосипедистам обезопаситься, находясь на одной дороге с велосипедными курьерами?
1. Необходимо смотреть по сторонам:
Да это звучит банально, но при любом, даже самом незначительном манёвре, находясь на велодорожке, нужно оглядываться назад, потому что велосипед с электротягой быстро набирает скорость - секунду назад курьер ехал за твоим колесом, а увидев просвет решает быстро тебя обогнать.
Причём, он не падаёт никаких сигналов, в течение 15 минут он может совершать невероятное количество таких опасных манёвров, так что он просто не оценивает тот риск, которому тебя подвергает своими резкими поворотами.
Даже когда я гуляю по городу пешком, прежде чем завернуть в кофейню или посмотреть в телефон, остановившись, я всегда оглядываюсь, потому что мой шаг влево или вправо для курьера будет полной неожиданностью, и он просто может меня сбить.
2. Будьте внимательны на углах домов, максимально снижайте скорость.
В чем проблема? Проблема в том, что угол дома это слепая зона. Но это и так всем очевидно. Да, но не велокурьерам. Они же не снижают скорость перед поворотом на углу дома. Они просто едут себе вперёд по тротуару, спеша закончить доставку вовремя, в надежде на чаевые, время - деньги, количество заказов – тоже деньги.
В таких обстоятельствах думать о том, что за углом может быть женщина с коляской, причём коляску обычно она катит перед собой, или велосипедист, который может просто ехать вдоль дома, совершенно некогда.
Да, в некоторых случаях велосипедистам можно ехать по тротуару, например, если нет велодорожки, или вы чувствуете, что движение по дороге общего пользования будет для вас не безопасным. В таких случаях, опасайтесь резких вылетов курьера из-за угла, да и вообще любой слепой зоны.
3. Они не понимают что происходит...
Я не хочу никого обидеть, но, часто глядя в лица проносящихся курьеров, особенно тем, которые ездят на велосипедах с электроприводом - ну знаете такие где уже давным-давно сломаны педали, и работает только кнопка, которая приводит всю эту телегу в движение - так вот, часто когда эти ребята едва ли меня не сбивали, в их лицах я не видел ничего.
То есть, в них не было даже банального страха того, что сейчас может произойти столкновение.
Мне кажется, они совершенно не понимают, что данная ситуация была близка к аварийной. И не стала таковой только потому, что я вовремя оттормозился, или увернулся.
И это самое плохое, когда человек в полной мере не оценивает всю опасность ситуации. А все потому, что у них такие ситуации происходят слишком часто. Опасение за себя, за окружающих, атрофировалось. Еще бы, в загруженном, суетливом городе, некогда думать или бояться, надо спешить зарабатывать!
4. Когда катаетесь по городу, рассчитывайте только на себя.
Это значит, что ваша безопасность – это ваша проблема. И это правда, как бы жёстко это не звучало. Ваша задача постоянно оценивать ситуацию вокруг, просчитывая возможные варианты исхода.
Ну, например, если вы едете по велодорожке соблюдая направление движения - обычно это стрелка указывающие направления движения - то это вовсе не означает, что вам навстречу из-за слепого поворота не вылетит велосипедный курьер, который мало того, что едет по встречке, совершенно не понимая, где находится, так ещё и тыкает в телефон.
То есть, ему вообще пофигу, что там с вами происходит, сами увернетесь.
5. Находясь на велодорожке - не разгоняйтесь.
Ещё один абсурд в наш театр. Казалось бы, велодорожка для велосипедов, так что я могу разгоняться до такой скорости, которая не ограничена дорожными знаками. Но велосипедные дорожки созданы не для того, чтобы вы могли быстро ехать по ним, а для того что, чтобы оградить велосипедный транспорт, средства индивидуальной мобильности от пешеходов и автомобилей.
И, если на автомобильной дороге правила, в большей степени, соблюдаются - конкретно город Москва весь под камерами, так что особо не нарушишь - то на велодорожках до сих пор происходит броуновское движение.
Люди воспринимают велодорожку просто, как некую тропинку для самокатов, роликов, электровелосипедов, лонгбордов, для прогулок с коляской, для чего угодно, в принципе.
Люди не понимают, что велосипед – это транспорт. Люди считают, что велосипед – это игрушка, отдых, развлечения.
Так что, находясь на велодорожке, возможно, вы рискуете даже больше, чем на дороге общего пользования. И так будет до тех пор, пока там не будет наведен порядок в движении. Так что, будьте внимательны.
Маленькое отступление: а как можно было бы навести порядок на велодорожке?
Я думаю, что согласно темпам развития искусственного интеллекта, камер слежения, с тем, как быстро развивается технология считывания лиц, с тем, как эти технологии легко и просто входят в нашу жизнь, например оплата улыбкой, например проход в метро по лицу; очень просто сделать систему на базе искусственного интеллекта, которая бы могла определять нарушителей, сканируя их лица, сопоставляя изображение с базой данных и направлять штраф на гос услуги за любые нарушения пдд.
Сканировать и отсылать штрафы таким образом можно кому угодно: пешеходам, велосипедистам, доставщикам.
В прошлом году я снимал об этом ролик на канале, уже в этом году в Москве появился светофор, который отправляет штрафы пешеходам, по описанной выше схеме.
Многое, о чем говорится в ролике за год уже стало гораздо ближе, чем казалось тогда. В комментах писали о том, что я сгущаю краски...
Поговорим о густых красках в следующем году, когда после покатушки на велике в городе, вы соберете штрафы за несоблюдение разметки, превышение скорости, переход на красный свет, за то, что не спешились на пешеходном переходе.
Мы сами ответственны за всё!
Катаясь по городу, каждый сам для себя находит свод правил безопасности, которые пытается соблюдать.
Возможно, это даже происходит бессознательно, то есть вы даже не замечаете сами, как вдруг по какой-то причине именно в этом месте снизили скорость практически до нулевой, хотя дорога пустая. Или вы, сами не зная почему, прижимаетесь ближе к бордюру, поворачивая именно в этом месте.
Знаю, я не выдал всей дорожной карты безопасной каталки в городе. Но её в полном объеме и быть не может.
Это исключительно ваш опыт управления велосипедом, и ваш опыт катания именно в вашем городе, именно по вашим улицам, именно в вашем стиле.
Я действительно считаю, что не бывает двух одинаковых велосипедистов.
Даже если они катаются по одному и тому же маршруту, их восприятие совершенно разное, потому что разный опыт, а значит совершенно разное восприятие безопасности, и разное отношение к этой пресловутой безопасности.
Поэтому я призываю вас поделиться своими негласными правилами безопасности, которые вы применяете к себе и к своему стилю катания.
Большой город, как и большая сила, призывает к большой ответственности друг перед другом. Я считаю, что безопасность – это совместная работа и этикет.