Найти тему
Eurasia Daily

Мораторий или отмена: эксперт объяснила ситуацию со смертной казнью в России

Трагические события последних нескольких дней в Москве вновь обострили дискуссию о возобновлении практики смертной казни в России. О том, что возможность данного приговора прописана в российской Конституции, напомнил спикер Госдумы Вячеслав Володин. Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев также упомянул о такой «опции», что ввело в сомнение многих далеких от юриспруденции обывателей — так запрещена или нет смертная казнь в России?

Разъяснения для EADaily дала адвокат Татьяна Луценко, напомнившая, что Россия отошла от практики смертной казни в 1996 году после вхождения в Совет Европы. Тогда Москва договорилась о ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в рамках которой практика высшей меры наказания отменялась. В том же 1996-м Россия закрыла так называемый «расстрельный список».

Но фактически в России смертную казнь не отменили, а ввели на нее мораторий. Последний термин означает отсрочку исполнения или воздержание от исполнения. Россия подписала протокол № 6 в рамках Конвенции Совета Европы, после чего до мая 1999 года Госдума должна была провести ратификацию документа, но это так и не было сделано.

«С 1996 года, с момента вступления страны в Совет Европы, в России действует мораторий на применение такой меры наказания преступников, ее альтернативой является пожизненное заключение», — разъяснила Луценко.

Формально запрет на смертную казнь в стране так и не вступил в силу, но Россия следовала международным правилам, актуальным для подобных случаев, когда государство должно следовать общей стратегии, схожей с состоявшейся ратификацией.

К вопросу смертной казни страна вернулась в 1999 году, когда Конституционный суд России принял постановление о запрете применения смертной казни до введения по всей территории государства практики участия в судах присяжных заседателей (отсутствовали в Чеченской Республике). Это удалось сделать в 2010 году, когда она распространилась и на этот субъект РФ. Но Конституционный суд 14 лет назад постановил, что в стране «сформировались устойчивые гарантии не быть подвергнутым казни», то есть процесс отмены признали необратимым.

«2 февраля 1999 года Конституционный суд РФ вынес Постановление № 3-П, в котором признал неконституционной возможность вынесения смертных приговоров при отсутствии судов присяжных во всех регионах страны. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, с 16 апреля 1997 года в стране наказание в виде смертной казни не должно ни назначаться, ни исполняться», — подтвердила адвокат.

В современном Уголовном кодексе России статья о смертной казни есть, несмотря на отмену ее фактического применения. Речь о статье 59 УК РФ.

«Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Для рассмотрения возможности назначения наказания в виде смертной казни за совершение преступлений террористической направленности данный вид наказания должен быть прямо предусмотрен в санкции соответствующей статьи Уголовного кодекса РФ. Санкции ст. 205 Уголовного кодекса РФ („Террористический акт“) не содержат такого вида наказания как смертная казнь. Вместе с тем он предусмотрен ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса РФ („Убийство“)», — уточнила Татьяна Луценко.

Последний раз смертный приговор суда в России привели в действие 2 августа 1996 года в Бутырской тюрьме Москвы в отношении 36-летнего серийного убийцы и педофила Сергея Головкина, убившего в период с 1986 по 1992 год 11 несовершеннолетних. В России осужденными к высшей мере наказания могут быть только мужчины, но не женщины. В соседней Белоруссии смертная казнь сохранена, ее могут применить также только к мужчинам, достигшим 18 лет и не старше 65 лет к моменту вынесения приговора.

Ранее EADaily сообщало о мнении главы комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрея Клишаса по вопросу возвращения практики смертной казни в стране. По мнению сенатора, это можно сделать только в новой версии Конституции России.