Найти тему

«Серёжа» МХТ им. Чехова.Режиссёр - Дмитрий Крымов. 28.10.2022


За последние 2 с небольшим месяца нового сезона моих театральных скитаний только Дмитрий Анатольевич задевал меня так, что о нём действительно хотелось писать.


Спектакль «Серёжа» в МХТ им. Чехова ломает представления зрителей о романе «Анна Каренина» Толстого начиная с названия и заканчивая самой канвой повествовании. Неизменными остаются, разве что, скелеты персонажей, которых Крымов ловко докрутил до уже «своей» истории: Каренина (блестяще исполненная изумительной, тонкой и в который раз поражающая меня Марией Смольниковой), скачущая в каких-то фантастических эмоциональных диапазонах этакая трагическая клоунесса, никак не решившая для себя, к какому из Алексеев её тянет больше, и никак не признающая собственный внутренний крах.

Мария Смольникова в роли Анны Карениной в спектакле Дмитрий Крымова "Серёжа" в МХТ им А.П.Чехова
Мария Смольникова в роли Анны Карениной в спектакле Дмитрий Крымова "Серёжа" в МХТ им А.П.Чехова

Алексей Каренин (роль беспрекословно исполнил Константин Хабенский, будто сошедший со страниц романа) – великодушный, страдающий и ничем не уступающий, а местами даже превосходящий крымовского неженку-Вронского (Виктор Хориняк), действительно заставляет зрителя сопереживать герою, поставленному в дикие жизненные обстоятельства и мечущемуся в клетке, которая с каждой минутой становится всё меньше.

В спектакле нет сенокоса, стерлядей, светского бала, Стивы Облонского, да и судьбоносного поезда там тоже нет – режиссёр, словно клюкарзой, скрупулёзно обтёсывает роман, оставляя в нём только один любовный треугольник, каждое звено которого с бешеной скоростью наматывает свою судьбу на этот незримый толстовский поезд.
Но и треугольником это назвать тоже сложно – всегда есть тот самый +1, ни в чём не виноватый, но страдающий наравне со взрослыми. Восьмилетнего Серёжу в спектакле было решено заместить куклой, и именно этот диковатый для драматического театра жест и несёт в себе всю драму спектакля – суспензия живого и мёртвого, комедии и трагедии, любви и ненависти, бесконечной лжи и долгожданной, чистой правды доходит до того, что все границы в какой-то момент стираются и смешиваются. Всё смешалось. Но не только в доме Облонских, а вообще.

-4

P.S : можно сколько угодно отменять спектакли режиссёра и всячески вырубать вишнёвый сад, но когда в театре в самом сердце Москвы его спектаклю стоя аплодирует целый зал, вызывая артистов на поклоны 3 раза – это многого стоит.

#мхтимчехова #серёжа #дмитрийкрымов #аннакаренина #мариясмольникова #константинхабенский #викторхориняк #театр