Найти тему
Задача выжить

Серьёзное усиление - в этом году флот получит сразу 4 подводные лодки.

Ситуация, сложившаяся в современном отечественном кораблестроении, позволяет смело утверждать о ставке на подводные лодки того или иного типа. Именно эти корабли, в отличие от надводных собратьев, стабильно пополняют состав ВМФ, и уже прочно закрепились в статусе основной его ударной силы. Сегодня поговорим о том, какие ПЛ получит флот в 2024 году и как они его усилят.

Источник: Минобороны России. АПЛ проекта 885М.
Источник: Минобороны России. АПЛ проекта 885М.

Приветствую на канале!

Начать хотелось бы с того, что 2024 год - это довольно значимый с точки зрения обновления флота год. А если быть точным, то Тихоокеанского. Дело в том, что в ближайшее время будет спущен на воду "Якутск", являющийся на данный момент последним в серии дизельных подлодок проекта 636.3, построенных в интересах ТОФ. Стартовала серия в конце 2017 года, и с тех пор успели передать уже пять подлодок, что довольно неплохо. В целом, с проектом 636.3 всё довольно просто и понятно - он отработан годами, хорош знаком и корабелам, и ВМФ, так что здесь всё без сюрпризов. Но вот что действительно удивило, так это скорая передача второго серийного представителя проекта 677 "Великие Луки", правда уже в интересах Балтийского флота. Проблема в том, что проект преследуют постоянные переносы - с чем это связано не совсем понятно, но, возможно, вся загвоздка в сложности. Если бегло сравнить её с "Варшавянкой", то серьёзных различий, особенно в плане вооружения, нет никаких. Это всё те же 6 торпедных аппаратов калибра 533мм, с боекомплектом в 18 единиц. Часть из них, само собой, торпеды, но вот другая - "Калибры" всех типов. От противолодочных и противокорабельных, до уже ставших обыденностью ударных. Летят они на 1600 км в тактическом исполнении, и 2600 в ядерном. Повторимся, в плане вооружения никаких неожиданностей нет, но вот что действительно бросается в глаза, так это габариты подлодки.

Источник: "Севмаш". РПКСН проекта 955А.
Источник: "Севмаш". РПКСН проекта 955А.

Они примерно на треть меньше, чем у вышеупомянутой "Варшавянки", из чего следует довольно много неочевидных плюсов. Во-первых, это влияет на скрытность, что для подлодки - качество номер один. Во-вторых, имеется куда большая автоматизация - экипаж составляет 35 человек против 52 у предшественника. Ну и третий, правда только лишь косвенный плюс - затраты на её производство должны быть меньше. Тем не менее, строят их долго, имеются переносы, но вроде бы как с "Ладой" разобраться удалось, и трудный период пройден. Флот же получит ещё более скрытную и довольно продвинутую подлодку. Идём дальше, и в списке у нас атомоходы в лице стратегического крейсера "Князь Пожарский" и универсального "Архангельска". Начнём с первого, и здесь всё довольно просто - классический представитель проекта 955А "Борей", на борту которого 16 БРПЛ "Булава". Ракета сама по себе непростая, несёт до 10 блоков индивидуального наведения, которые ещё и маневрируют на конечном участке. Максимальная дальность у неё заявлена как 9300 километров, но вот в одном из интервью командир ракетоносца обмолвился, что противника "Булава" достанет с расстояния свыше 10 000 километров. Вряд ли имела место оговорка, так как человек прекрасно знает возможности того изделия, с которым работает. Впрочем, это не так уж и важно.

Источник: АО "Адмиралтейские верфи". Проект 636.3.
Источник: АО "Адмиралтейские верфи". Проект 636.3.

Последним по списку у нас идёт "Архангельск" - он является пятым по счёту "Ясенем", а если быть точным, то четвёртым в версии "М". На борту у него до 40 крылатых ракет того или иного типа, включая "Цирконы", и это не считая торпедных аппаратов, коих аж 10 штук, и они тоже могут нести "Калибры". Само собой, по большей части в ТА будут торпеды, как ни странно, но при желании в один "Ясень" можно зарядить хоть 60 КР, ещё и место останется. В общем, приличная вырисовывается группировка, у которой в распоряжении до 160 боевых блоков на БРПЛ, плюс от 56 до 80 крылатых ракет разного назначения - очень внушительная сила. Учитывая нынешний количественный состав, то это примерно пять-семь процентов, что довольно прилично, и мало кто в мире на данный момент конкурирует с нами по скорости ввода в состав флота подводных лодок. Те же американцы сейчас куда скромнее, хотя фокус всего лишь на одном изделии - АПЛ "Вирджиния" в количестве одной штуки в год. Строят их довольно быстро, это стоит признать, однако недавно им пришлось сократить свою программу на одну подлодку, так как на её строительство банально не хватает средств. А ведь на носу обновление морской компоненты Ядерной триады, создание нового эсминца и замены всё той же "Вирджинии". В общем, пока что у американского флота вырисовываются очень серьёзные проблемы, о которых лучше поговорить отдельно.

Источник: АО "Адмиралтейские верфи". Проект 677 "Лада".
Источник: АО "Адмиралтейские верфи". Проект 677 "Лада".

В качестве итога хотелось бы отметить, что нашим корабелам удалось достичь того, что ранее казалось попросту невозможным - стабильное пополнение ВМФ новыми, сильными кораблями, из которых половина - это подводные крейсера разного назначения. Очень хотелось бы увидеть подобные темпы и для надводной части флота, так как это не менее важная его часть, однако пока что имеются определённые трудности. Но есть одно большое НО - в 2024 году нас ждёт возвращение очень большого количества НК, которые после долгого затишья серьёзнейшим образом усилят флот. Это и "Адмирал Нахимов", и "Адмирал Кузнецов", и восстановленный буквально из пепла "Проворный".

Дорогой Друг, пожалуйста, поставь лайк, оставь комментарий и подпишись - нас больше 97 000. Спасибо каждому!