Начинающим авторам часто кажется, что фэнтези - самый простой жанр.
Можно творить любые миры, наделять героев любым обликом, способностями, психическими и метальными особенностями, проводить их через любые испытания - полный простор! Было бы перо бойким.
Но в этой кажущейся простоте кроется ловушка. Литературу отличает от более-менее изящных словесных упражнений не форма, а наличие цели высказывания. Чего ради автор взялся за перо-то? Что он нам хотел сказать?
Собственно, целей этих у литераторов не так уж много, глобально штук пять. Мы об этом говорили здесь и здесь. Любую из этих целей прекрасно можно реализовать на материале фэнтези. Возможно, даже реализовать лучше, чем в других родах, формах и жанрах - именно из-за свободы, возможности творить свои миры.
Но тогда уж, извините, и оцениваться произведение будет не только по степени бойкости пера, но и по тому, внятно ли обозначено высказывание, и какую ответную реакцию оно вызывает.
Конечно, на вершинах находятся те, кто творил миры ради обсуждения социальных и этических вопросов, векторов развития человечества. Миры могли быть обманчиво-просты или неимоверно сложны, приветливы или жутки, отделены от читателя временем, пространством или "альтернативщиной" - не важно. Имена любимых авторов каждый назовет сам.
Но этика - это сложно и для писателя, и для читателя. Большинство авторов фэнтези ограничивались посылом героико-приключенческим. Когда главным содержанием оказывались ситуации, в которых герой оказывался, и ловкость, с которой он раз за разом из них выпутывался. Хотя какие-то осмысления и переживания у героев тоже присутствуют, но обычно главное - что "нашим" удается вломить "ихним". Поэтому послевкусие всегда приятное - могём! (чего не скажешь о мрачных антиутопиях и описаниях этических тупиков).
Но немало авторов работает просто на ниве развлечения почтеннейшей публики. Почему бы и нет? Релакс очень нужен, без него сил на подвиги не хватит. Кстати, качественно развлекать не так-то просто. Возьмите Михаила Успенского: смысла в большинстве случаев ноль, но каков язык и словарный запас! Какое богатство ассоциаций, перекличек, смысловых связок! Это ведь в чистом виде продолжение традиций скоморошества.
Если же толком внятной цели высказывания не прослеживается - то произведение, увы, не удалось.
------------------------------------------------------------------
Собственно, это было долгое предисловие к рецензии на творение авторов уже известного Вам канала Книжич. Помимо реалистичного жанра (обсуждали здесь) они работают и в фантастическом.
Сразу скажу: эти работы мне в целом понравились. Очень, очень недурная проработка сюжетных связок. Местами хороший язык. Четко прописанные характеры персонажей. Хотя развитие сюжета и угадывается с первой страницы, но некоторая интрига сохраняется до конца. При этом нет тягомотной самоцельной хитрозакрученности, которая многим мешает наслаждаться чтением.
Так что, если желаете почитать что-то в долгой дороге - подойдет. Скачать можно отсюда.
Рассказ «Тайна завещанного камня» входит в цикл о Всеземье, который сами авторы определяют так:
Я решила создать свою версию «тридевятого царства» и знакомых по русским сказкам персонажей — Бабы-яги и Кощея Бессмертного, то прежде всего попыталась создать для них реалистичные (точнее, опирающиеся на законы логики) обстоятельства и, главное, вписать в знакомый нам мир.
Новаторским такой подход назвать сложно. "Славянское фэнтези", где фантастические миры строятся на основе ходящих именно в славянской среде поверий, легенд, сказок, типажей, суеверий, баек создан далеко не вчера. Кажется, первопроходцем обычно считают Марию Семенову с ее "Волкодавом". Хотя по мне "Вий" Н.В.Гоголя - сущее фэнтези. Просто тогда слова такого не было.
Сюжет «Тайны завещанного камня» в принципе недурен.
Некий чародей живет, меняя тела носителей. Тела от такой нагрузки изнашиваются быстро, поэтому он имеет отработанную методику переселения. Заранее подбирает себе следующее воплощение - человека, душу которого он выкинет из тела и погубит, заменив своей. Но при последней акции что-то пошло не так: намеченная жертва сумела проявить волю, погубив собственное тело, а чародей завис между миров.
Но... Вряд ли любитель фантастики найдет в "Тайне..." что-то принципиально новое. Все эти перемещения между мирами и телами, особые способности, реальность нечисти, некие физические поля, определяющую магию, "таможенные посты" между мирами - все это уже описано десятки раз.
Язык, как я уже упоминала, весьма неплох. Однако и здесь буду придираться.
Во-первых, начало рассказа вызывает явные ассоциации с ранним творчеством Б.Акунина* (один из псевдонимов объявленного иноагентом Г.Ш.Чхартишвили*). И по построению повествования, и по пристрастию к завуалированным цитатам, приглашению читателя к литературной игре.
Барин умирал. Он метался в горячке, бессвязно бормоча какой-то вздор. Изредка поднимался на локтях, скользил по комнате невидящим взглядом, да плотнее прижимался к огромному псу меделянской породы, растянувшемуся у его левого бока.
Какой-такой породы? А, есть же рассказ А.И.Куприна "Сапсан"! Как раз о псе редкой уже тогда породы меделян. Вспомнили? - Молодцы, приятно себя чувствовать умным и начитанным!
Во-вторых, автору не удалось сохранить равномерность качества от начала до конца. Интонации а-ля Акунин довольно быстро выдыхаются. Чем ближе к финалу, тем менее "сочными" становятся фразы. А поскольку финал уже примерно угадываешь, то и читать становится все менее интересно.
В-третьих, автор не очень чувствует, где стоит подпустить переживаний, ощущений, замедлить темп повествования, а где нужно этот темп ускорить. Поэтому некоторые важные моменты оказываются смазанными, а в других местах хочется пропустить абзац-другой.
Ну и самое главное - я так и не поняла цели высказывания. Что хотел сказать автор? Для чего этот рассказ вообще появился на свет?
Хотя, возможно, для ответа на этот вопрос следует прочесть весь цикл о Всеземье. Связаться с автором можно здесь. Также отзывы можно оставлять и на моем канале.
А мне очень интересно мнение читателей о "ненаучной" фантастике вообще, ее месте в культурном пространстве (научную мы подробно обсудили здесь, здесь, здесь и здесь). Жду в комментариях!
Еще на канале по теме: