Поезда – не тот вид бирманского транспорта, на который можно положиться. Одиннадцатичасовой, попросту, отменили. Пока мы выясняли тонкости местного железнодорожного сообщения с человеком «в окошке», другой бирманец походя продал ему рубашку за 1000 кьятов, передав её через моё плечо.
Следующий, подходящий нам, поезд отправлялся в два часа дня. Паспорта, восемь долларов и у нас на руках оказались, выписанные от руки, билеты в первый класс. Времени до поезда как раз хватило на посещение пагоды Суле. Красивая пагода, хотя удовольствие от её посещения мы несколько размазали, гуляя по самому пеклу.
Первый класс оказался обшарпанным вагоном с двойными рядами мягких кресел. Обивка на них была грязноватой и частично рваной. Кое-где она просто висела лохмотьями. Первый ряд, прямо перед стенкой, на которой красовался международный логотип с надписью «No smoking», занял слепой монах. В течении поездки он то и дело закуривал, стряхивая пепел на соседнее сиденье. Никто из окружающих (а народу в вагоне было много) недовольство этим не высказывал. Монаху даже помогли воспользоваться туалетом, когда ему это понадобилось.
С перрона мы поднялись на небольшой мост, где нас сразу же поймали местные сотрудники какого-то там контроля и отвели в комнатку на вокзале. Там они записали наши паспортные данные в амбарную книгу и продали нам билеты обратно до Янгона за $2 с человека. Разница в цене объяснялась очень просто, билеты оказались в класс «ordinary».
Едва мы вышли из вокзала, нас перехватил приветливый, интеллигентного вида рикша, с небольшой бородкой. В Баго находятся четыре основные достопримечательности, расположенные недалеко друг от друга. Довезти нас до ближайшей из них, рикша и его молодой помощник, согласились за 2000 кьятов.
Если за время нашего путешествия нам где-то и было страшно за свою жизнь, так это на бирманских дорогах. Светофоры, разметка и пешеходные переходы остались где-то далеко в цивилизованном мире, а здесь действовала лишь пара нехитрых правил – смотри, куда идёшь и поглядывай, куда едешь. Вот и наши друзья, словно получив билеты в рай, ещё при рождении, непринуждённо двигались в одном потоке с машинами, велосипедами и мопедами.
Минут через двадцать они сгрузили нас у столба с четырьмя буддами. Несмотря на наши заверения, что дальше мы сами, отделаться от рикш у нас не получилось. Но, по правде говоря, мы не сильно старались. Гид, в незнакомом месте, лишним не бывает, а нас ещё и время поджимало. Так они нас и возили с одного места на другое, потребовав на финише, 16000 кьятов. Деньги небольшие, но я сторговался на 13и тысячах, просто потому, что у нас с собой больше не было. Менять же сотню долларов на тёмной ЖД станции, у работников, едва зародившейся теневой экономики, мне почему-то не захотелось.
После покупки бутылки воды и посещения платного вокзального туалета, у нас осталось 300 кьятов. Банка крепкого пива стоила 1200, но нам её отдали за 300 кьятов + $1. Официально хождение доллара на территории Бирмы запрещено, но отношение к этому самих бирманцев напоминает Москву 90х, когда валютой можно было расплатиться почти в любом магазине. И я им за это весьма признателен. Поезд задержали на сорок минут и банка пива помогла нам скоротать ожидание.
Работник станции, сильно удивившись нашим билетам в эконом-класс, проводил нас прямо до наших мест, согнав с них местного жителя с ребёнком. И хотя несколько часов назад я был не в восторге от бизнес-класса, теперь я мог ощутить разницу, между ним и экономом. Вагон «ordinary» как две капли воды походил на обыкновенную электричку с деревянными скамейками, на которых люди сидят по трое, лицами друг к другу. И забит он был до отказа. У нас была «элитная» угловая скамейка на двоих, что, увы, не избавляло нас от любопытных взглядов уважаемых пассажиров. А любопытства им было не занимать.
Однако прочувствовать местный железнодорожный колорит нам так и не дали. Проходившие по вагону, сотрудники местного ЖД не столько попросили, сколько потребовали от нас пересесть в мягкий вагон, объясняя попутно, что это «not dangerous». Что именно они имели в виду, для меня загадка и по сей день. То ли было неопасно идти вместе с ними - то ли небезопасно оставаться в эконом-классе. Так что весь обратный путь мы проделали в практически пустом вагоне, наслаждаясь непроглядной чернотой открытых нараспашку окон. Компанию нам составляла лишь пара спящих бирманцев и маленький серый мышонок, носившийся прямо у нас под ногами. Наблюдая за ним, я как-то не вовремя подумал о своих ногах в открытой обуви, антисанитарном состоянии вагона, и о не слишком развитой местной медицине. К счастью, под креслами впереди была какая-то хрень, позволяющая вполне комфортно упереть в неё ноги на некоторой высоте от пола.
Кстати говоря, поездка в Баго всех этих мелких неудобство, безусловно, стоила.
Нам предстояла последняя ночёвка в Янгоне и путь в Мандалай. Таксист рассказал нам, что кроме как поездом, туда можно добраться ещё и автобусом. Это быстрее и дешевле. Поскольку впечатлений от бирманских поездов нам уже хватило с избытком, мы выбрали второй вариант.