И еще раз про DAW.
В одном из первых постов, про студию на ПК, я написал, что особой разницы между ними нет, и тут дело привычки.
Однако нужно внести ясность и некоторые поправки.
В силу того, что эквалайзер Fabfilter pro Q3 в Ableton у меня почему то начал сбрасывать на дефолт все сделанные регулировки на дорожке (после повторного открытия проекта), я озадачился: а не проверить ли его же поведение в другой DAW, и не вернутся ли мне в Cubase, которым пользовался при создании треков, до большого вынужденного перерыва в занятиях музыкой. Перерыв, надо сказать, продлился около 10 лет, и соответственно, за это время поменялось и рабочее железо и версии винды и версии самих DAW на рынке.
Так вот, открыв Cubase 12 (сразу скажу, Pro Q3 заработал корректно и настройки не скидывает), я погрузился в совершенно другой мир, полностью отличный от мира Ableton.
Первое впечатление - ничего не работает, ничего не понятно. Это при том, что хоть и давно, но все же я им пользовался и успешно, и в связке с миди-клавиатурой.
- Если в Ableton: открываешь программу, выбираешь аудио-драйвер, выбираешь папку с VST и ву-аля - все работает.
- То в Кубейсе, при выборе аудио-драйвера звук вроде появился, но стоило выбрать VST-инструмент и оказалось, что он звучит только в одном ухе, при том, что индикаторы показывают сигнал в обоих каналах, баланс на дорожке и мастере по центру и т.п. И такая картина с любым VST-инструментом, т.е. дело не в самом VST.
Пришлось перерыть интернет и попыхтеть с перебором всех доступных в Кубе настроек. Лишь на следующий день проблему удалось решить. И дело оказалось не в багах, а в огромном количестве разнообразных неочевидно разбросанных по всему интерфейсу куба в разных местах тонких настроек.
Второй пример, с драм инструментом и его многоканальным выводом в микшер и персональной обработкой каждого канала.
В Аблетон, повесив VST-drum на дорожку практически всегда достаточно переключиться в режим микшера и увидеть все каналы в раскрывающемся списке, причём в случае с drum-rack на каком количестве «нот» будут висеть семплы, столько каналов будет раскрываться в микшере. Удобно - да, гибко - нет.
В Кубейсе совершенно иначе.
Чтобы получить несколько каналов в микшере, необходимо (в случае с VST NI Battery 4, как пример):
На каждом виде загруженного семпла «ноте» настроить direct out по которому он будет выходить в кубейс (можно одинаковые ставить, т.е. объединять, можно разные).
В настройках этого инструмента в Кубейсе, активировать персонально каждый нужный канал. Можно активировать все и получить в микшере 16 стерео каналов или 32 моно, но лучше выбрать персонально и оставить только используемые.
Казалось бы, действий больше, разобраться сложнее.
Но представьте такой вариант:
у вас заготовлен темплейт под определенный жанр с определенным набором потенциально нужных звуков, загружено: 3 вида киков, 3 вида снейров и по несколько томов и тарелок, но в конкретном треке - вы используете их не все, а часть.
Не меняя темплейт, достаточно деактивировать неиспользуемые каналы и пустых лишних каналов в микшере уже не будет, что визуально гораздо более удобно при управлении ими.
Еще очень показательное отличие:
В Аблетон, для выбора места расположения внешних VST доступно:
- один путь для VST2
- и один - для VST3.
Это очень не удобно и не гибко.
В Кубейсе, в специальном поле настройки можно вбить сколько угодно путей к папкам и он будет сканировать их все.
Еще, возможно это какой-то баг у меня, но он проявляется на разных компах с разными windows: и на 11 и на 12.
Как только в Аблетон указываешь путь к папке с VST3 - он жестко зависает. Закрываешь его через диспетчер задач винды, запускаешь снова, и он на этапе загрузки VST опять зависает намертво.
Поиск в интернете не дает решения, но показывает, что проблема у многих.
Также отображение и поиск загруженных VST, не в пользу Ableton.
В нем они все общим списком свалены в одну папку: и инструменты и эффекты. Не помня точного названия, найти нужное - весьма проблемно.
В Кубейсе, сразу по умолчанию фильтруется на две группы: инструменты и эффекты, перейдя в нужную вкладку - видим группировку по типам: делей, ревер и т.п. (для эффектов).
Очень удобно.
Ну и в завершении такого ознакомительного поверхностного сравнения, в Кубе есть такие штуки как:
- работа с аккордами,
- помощник по аккордовым последовательностям (предлагает варианты наиболее подходящих следующих аккордов на основе последнего аккорда и используемой тональности),
- нотные записи (партитуры),
- и много других функций именно для композиторских целей.
В Аблетон, композиторских функций нет, партитур нет. Только возможности вручную прописывать миди партии.
В качестве итога:
- Аблетон: намного более дружелюбный и понятный, не требует долгих и сложных настроек, позволяет быстро стартовать. Но во многих вещах не дает нужную гибкость в настройках.
- Кубейс: сложный интерфейс, множество настроек в совершенно неожиданных местах, требует кропотливой настройки, прежде чем начать творить, но при этом имеет богатство функций и позволяет тонко настроить под себя.
В данном случае, мой выбор - однозначно за кубейс, и если в процессе тестирования, при создании трека от начал до конца, все этапы (и композиторский, и звуко-дизайнерский (включая и запись гитар), и сведение, и мастеринг) пройдут гладко, без багов, вылетов, некорректной работы и т.п., я, пожалуй, останусь в Кубейсе.