Найти тему
Ридус

Два года без российского газа: Россия сняла Европу с «энергетической иглы»

По данным отраслевой организации Gas Infrastructure Europe, Европа выходит из второй зимы без российского газа с рекордными запасами голубого топлива, составляющими 59% от их общего объема.

По данным International Conference on Information Systems (ICIS), на следующий сезон, к началу сентября этого года газовые хранилища будут заполнены на 95%, что значительно превышает цель ЕС по заполнению их объектов (на 90% к ноябрю).

Согласно данным Gas Infrastructure Europe, решить проблему с обеспечением Европы газом в отопительный сезон удалось благодаря трубопроводному импорту из Норвегии и морским поставкам СПГ из США.

В связи с таким изобилием газа предварительные прогнозы предполагают, что базовая цена на газ в Европе может упасть в среднем до 28,32 евро за мегаватт-час в летние месяцы с апреля по сентябрь, что более чем на 17% ниже среднего показателя летом прошлого года.

Предполагается, что в связи с удешевлением газа на рынках электроэнергии базовые цены упадут более чем на треть по сравнению с прошлым летом и составят в среднем 63,18 евро за мегаватт-час. Это станет самым низким показателем лета 2020 года.

Как отмечает The Guardian, спад цен на энергетических рынках Европы уже отразился на кошельках европейцев. В Великобритании максимальный предел цен на энергию, установленный регулятором Ofgem, снизился на 238 фунтов стерлингов, до 1690 фунтов стерлингов за типичный годовой счет. Это самый низкий показатель за последние два года.

Замкнутый круг

   Газопровод. © gazprom.ru
Газопровод. © gazprom.ru

Казалось бы, судя по последним результатам, Европа за два года смогла преодолеть энергетический кризис и слезть с пресловутой российской "газовой иглы". Однако эксперты все еще не торопятся с окончательными выводами.

"Энергетический кризис закончился? Нет. Я бы сказал, что мы управляем кризисом. Но более широкая экономическая картина сама по себе кажется чудовищной... Одного лишь снижения цен недостаточно, чтобы обозначить окончание энергетического кризиса. Необходимо рассмотреть более широкую экономическую картину", - цитирует The Guardian руководителя отдела газовой аналитики поставщика данных ICIS Томаша Мажец-Мансера.

Действительно, в нынешней ситуации причины и следствия зачастую меняются местами, и нынешнее падение цен на энергоносители отчасти обусловлено экономическим спадом, вызванным энергетическим кризисом.

Рост стоимости энергоресурсов спровоцировал инфляцию во всех крупных экономиках, что привело к повышению стоимости жизни и снижению потребительского спроса на товары и услуги.

В свою очередь, это привело к снижению экономической активности в промышленных центрах Европы и, как следствие, сдерживанию спроса на газ со стороны промышленности. Таким образом, экономический круг замыкается, а европейцы остаются один на один со всеми последствиями кризиса.

"Несмотря на то, что газ стал более доступным, спрос на продукцию по-прежнему снижается из-за кризиса стоимости жизни, а это означает, что спрос на промышленный газ еще не восстановился", - говорит Мажец-Мансер.

Кризис - это надолго

   СПГ. © unsplash.com
СПГ. © unsplash.com

Безусловно, нынешний кризис в Европе, связанный со сменой энергетической модели, имеет свое разрешение, но путь к нему будет непростым и небыстрым. Более того, на этом пути европейской экономике предстоит столкнуться с новыми трудностями иного толка.

Восстановление промышленного спроса предотвратит падение цен на газ до допандемического минимума, что усилит растущую зависимость Европы от более дорогих источников газа. Как правило, страны ЕС заменяли импорт российского газа морскими перевозками сжиженного американского СПГ, что вызывало волну инвестиций в новые импортные терминалы.

Сторонники чистой энергии уже призвали правительства стран ЕС максимально заменить высвободившуюся российскую долю на энергетическом рынке национальными возобновляемыми альтернативами. Но более низкие рыночные цены на энергию в Европе могут затруднить разработчикам "зеленой" энергетики возможность сыграть свою роль.

Более того, для многих застройщиков стоимость строительства проектов возобновляемой энергетики, включая ветряные и солнечные электростанции, выросла на фоне инфляции в цепочках поставок, вызванной энергетическим кризисом. Однако их по-прежнему просят продавать вырабатываемую ими электроэнергию основываясь на более слабых прогнозах цен на энергоносители на ближайшие годы.

Более слабые рыночные цены и более высокие издержки цепочки поставок также означают, что государственные схемы поддержки инвестиций в новые энергетические проекты станут более дорогими для государственной казны.

Все вместе это свидетельствует о том, что кризисный цикл в европейской экономике, начавшийся два года назад со схода ЕС с российской "энергетической иглы", окончательно сформирован и продлится еще несколько лет.