Условный сюжет этой заметки навеян кинематографом. Еще точнее, его наскребли "Невидимые когти Доктора Мабузе". Но и не они одни. Собирательный образ вырисовывался давно, подобно торнадо на горизонте пустыни в виде змеиного клубка мелодий и ритмов.
Интенсивная музыка на титрах картины напоминала "Страну тысячи танцев" Вильсона Пиккета, и эта лишенная логики, чисто фонетическая связь мешает нам следить за похождениями неуязвимого злодея. Более того, она пробудила массу бессвязных и путаных ассоциаций с другими вещами. Объяснить иллюзию такого сходства порой сложно самому себе, а тем более, посторонним. Тем не менее, оно присутствует, невидимое, чисто фонетическое, но неотступное.
Феномен психологического остинато.
Фильм вышел на экраны в 1962. Версия Пиккета прогремела летом шестьдесят шестого. Расслабленный оригинал Криса Кеннера совпадает по времени с премьерой картины. Хронологию стало легко проверить только теперь, когда такие тонкости, будем откровенны, уже мало кому любопытны.
И все-таки, столкновение с чем-то необъяснимо важным для кого-то, позволяет заглянуть в чужую "сумеречную зону", вполне реальную, в отличие от пришельцев и реликтовых монстров на постановочных фото.
Это, конечно, мелочь, но первые такты "Когтей" в самом деле похожи на позднейшую версию "Страны тысячи танцев", хотя заимствованы они, скорей всего, у кого-то третьего, более ветхого денми и засекреченного, как сам бессмертный гений преступного мира - доктор Мабузе.
Могла быть известна эта тема музыкантам Мемфиса и Алабамы, эстетической интуицией которых восхищался рафинированный нью-йоркер Джерри Векслер, возивший туда записываться и Шер, и Дасти Спингфилд.
Могла. В сфере творческих находок для таких людей нет ничего невозможного.
Время, место и обстоятельства значения не имеют. Равно как и пальма первенства.
Остинато бывает разное. Остинато ритмической фигуры, это и "Тысяча танцев", и Shotgun, где саксофонист Джуниор Уокер дебютировал как вокалист от Бога , или классный номер с посредственной, по мнению экспертов, пластинки Tower of Power, продюсером котором был гений самоповторов - Стив Кроппер.
В памяти каждого вращается обруч-вертушка, дьявольский хула-хуп закольцованной фразы, подхваченной, им, как правило, в детстве.
Среди представителей послевоенного поколения, например, был чрезвычайно распространен припев одиозной польской песенки про подружек и кукушек. Вещь пострашнее "Птичек" Альфреда Хичкока.
Kukułeczka kuka
Syrce we mnie puka
и т. д.
А у меня таких композиций было две, плюс два темных сателлита у каждой, как Фобос и Деймос у ближайшей к нам планеты.
И в обеих песнях гипнотизировал не ритм, и не восточная экзотика, а простенький форшлаг, который ты будто бы сам подобрал, и, довольный тем, как оно у тебя легко получается, наяриваешь его, не ведая, что он будет сопровождать тебя до могилы. Чем-то похожий на единственное место "Хавы Нагилы", которое тебе удалось скопировать.
Кого я имею в виду конкретно?
Four Sticks и Love Buzz.
Шокинг Блу и Лед Зеппелин - два матерых раздражителя по линии "где я мог слышать это раньше", или, какая здесь разница, позже?
Ну а кто же тут "фобос"? - Естественно, заезженный до поругания "Пятый дубль". В добавок ко всему матрица "Маниакальной депрессии" Джими.
Из тьмы веков выплывают они -"Пять четвертей" Брубека, а из еще не наступившего будущего нервозная перефразировка этой же пьесы Эмерсоном в "Инферно", когда несется сквозь бутафорский дождь неведомо куда обреченная студентка Сара. Что значит, "неведомо куда", когда в библиотеку оккультной литературы. Вот вам и "деймос". Капля дождя, капелька крови...
Стоп, пересказывать содержание шедевров своими словами, вандализм и кощунство, чреватое черт знает какими неожиданностями. Obscurum per obscurius.