Найти тему
GALA

Yamilova Urban Candles: как смотреть на город через обоняние

Архитектоо-урбанист Вероника Ямилова рассказывает о своей городской парфюмерной лаборатории и запахах наших улиц.

Фото: личный архив Вероники Ямиловой
Фото: личный архив Вероники Ямиловой

Чем пахнет Казань? Профсоюзная, Лядской садик или даже ваш двор? Однозначно ответить сложно, ведь у каждого свое восприятие, свои воспоминания и эмоции от этих мест. Декорации могут меняться, но их запах хранит в себе историю — считает автор запахов-ассоциаций Вероника Ямилова. Вероника — архитектор, открывший для себя новое увлечение — ольфакторную урбанистику, другими словами, исследование города с помощью запахов. Она ломает стереотипы о запахах и призывает не использовать формулировку «послушать аромат». GALA попыталась разнюхать, как у Вероники появилась идея создания городской парфюмерной лаборатории, каким образом она создает запахи для брендов и как появились ароматы Столбова или Большой Красной. Кстати, Вероника создала аромат и для нас — теперь GALA пахнет сливой, вишней, красным вином, медом и сандалом.

Ты — архитектор-урбанист. Как появилась идея создать городскую парфюмерную лабораторию?

— Я по сей день работаю в найме, развиваю городские территории, только на этот раззанимаюсь зонами предприятий. Фокус изменился, но принципы — нет. Мой проект Yamilova Urban Candles стал первым шагом к созданию community неравнодушных к городу людей. Он не просто про свечи или про духи, он однозначно про людей и про город. Изначально он был моим увлечением. В один день я решила по-другому посмотреть на окружающую среду с точки зрения запаха, цвета и ощущений, которые я здесь испытываю. Такой подход можно даже назвать психологией среды, честно говоря, а не просто урбанистикой или архитектурой. Тут уже появилась ольфакторная история. Этим занимались и до меня: в Англии, например, составлялась целая карта с описанием, как пахнут определенные районы в Лондоне. Она была публичной, горожане могли зайти на сайт и оставить свои впечатления, восприятие, ассоциации по запахам. Я начала изучать это направление и думать, можно ли наложить на Казань такую же матрицу запахов. Изначально я хотела, чтобы в результате получилась общедоступная народная карта, куда каждый сможет зайти и внести свое ощущение от определенного пространства: и в плане запаха, и цвета. Для чего это нужно? Во-первых, для того, чтобы, например, турист мог бы зайти и посмотреть, как пахнет город и познакомиться с ним на другом уровне, а не в том формате, в котором мы привыкли его показывать: здесь вот такое здание, а здесь другое. Во-вторых, это увлекательно, потому что ты замедляешься и по-другому смотришьдаже на знакомые места. Ты буквально можешь ориентируясь на запах составить свой собственный маршрут.

Как ты влюблялась в Казань и когда поняла, что хочешь делать ее лучше?

— Когда в 2020 году из Санкт-Петербурга я переехала сюда, меня позвали конкретно на проект реализации программы «Наш двор». Приехав, я поняла, что здесь люди имеют реальные возможности что-то изменить, здесь буквально дают в руки и флаг, и молоток и все, что нужно. Потому что в Питере я несколько раз пыталась запустить проекты на локальном уровне, но было невозможно ничего согласовать и получить разрешения. Здесь же, в Казани, ты придумал проект, показываешь его людям, которые принимают решения, и если он действительно достоин реализации, тебе скажут: «Слушай, давай, бери и делай!». В Петербурге мне говорили: «Ой, ты здесь ничего не сделаешь». В Казань я влюбилась сразу, окончательно и бесповоротно, в первую очередь в людей, а потом и в те пространства, которые эти люди создают.

Фото: личный архив Вероники Ямиловой
Фото: личный архив Вероники Ямиловой

Как к тебе пришла идея создавать ароматы?

— Изначально это была история про то, каким образом метод соучаствующего проектирования можно применить в любой сфере, кроме урбанистики. Позже я начала углубляться и поняла, что такой ольфакторный формат есть во многих сферах — например, в аромамаркетинге. Моя цель заключалась в том, чтобы абсолютно разные люди делились своими эмоциями и восприятием, создавали то, что будет характеризовать город именно через призму его восприятия. В 2022 году я запустила свой проект, но долго размышляла над тем, как я буду собирать ассоциации. Использовать лично свои наблюдения — было бы нечестно и не отразило бы реальную картину, поэтому я начала делать опросы. Я ходила прямо по улице, это была Большая Красная — первый запах. Многие говорили очень странные вещи, из разряда того, что меня с этой улицей ничего не связывает, я просто ребенка сюда в школу вожу. А многие рассказывали, что их дедушки работали в «Кожгалантерее», благодаря этому в аромате родился запах кожи, кто-то рассказывал про металлоконструкции — предки занимались этим ремеслом. Отсюда появилась и эта история про Большую Красную. Глобально моя идея была намного масштабнее. Этот проект стал частичкой, неким запуском, который позволил ощутить быстрые результаты, вдохновиться.

Ты училась создавать ароматы на каких-то курсах или ты самоучка?

— Я проходила множество онлайн-курсов и два раза ездила на обучение в Московскую парфюмерную школу — филиал Грасского института (Франция). Тут очень важна насмотренность, точнее «нанюховость», чтобы быстро определять ноты, даже когда они еще шепчут.

Сейчас ты изготавливаешь свечи и хоум-спреи. Или что-то еще?

— Да, а также делаю парфюмы, всё это можно иногда найти на маркетах и всегда на двух городских локациях. Кроме того, на всех моих мастер-классах, которые я провожу, гости создают свои парфюмы. И каждый раз - это уникальные ароматы. В субботу я проводила мастер-класс для дам в новой локации - в Театральном буфете. Я узнала, что там, оказывается, есть пространство, где можно проводить мастер-классы на втором этаже. Действительно аутентичное, красивое и винтажное. Девушки создали такие ароматы, что просто Том Форд отдыхает.

Как проходят твои мастер-классы?

— Мы обязательно знакомимся: это важно, чтобы участники чувствовали себя в комфорте и безопасности. Затем иногда, чтобы замедлиться проводим медитации. После я перехожу к теории и рассказываю, из чего состоят духи, почему мы их так ощущаем, а не иначе, каким образом ольфакторная пирамида раскрывается. Перед каждым участником стоят флаконы с маслом, мерные цилиндры, блоттеры, мы обсуждаем, делимся эмоциями, спорим — они для себя выделяют определенных фаворитов. Подбираем, я что-то советую и выходит всегда что-то уникальное.

Твои ароматы напоминают Zielinski & Rozen по концентрации. В чем секрет?

— Во-первых, я не жалею масла. Для меня важен качественный продукт на выходе, я сама пользовалась продукцией некоторых отечественных парфюмеров — их спреи выветривались очень быстро. Во-вторых, все масла произведены во Франции, однако мы не работаем с натуральными формами животного происхождения только с синтетическими и отчасти с растительными, так как первые помимо того, что вызывают аллергию, уже не используют при создании парфюмов. Тот же самый мускус вырабатывается железами некоторых животных, которые вымирают из-за его сбора. Ну и, конечно, я делаю все с большой любовью, естественно.

В чем специфика твоей продукции?

— Такие локальные ребята как я закладываю в продукцию определенные ценности, которые отзываются другим людям. Они не заставляют потреблять продукты: они дают людям возможность участвовать в их создании. Это важно.

Фото: личный архив Вероники Ямиловой
Фото: личный архив Вероники Ямиловой

В блоге ты часто упоминаешь, что занимаешься ольфакторной урбанистикой. Что это такое?

— Ольфакторный — это основанный на обонянии. Мы занимаемся тем, что нюхаем города и перекладываем это во флакон духов. В этом и есть урбанистика. Мы смотрим на город по-другому. Не обязательно проектировать парк, чтобы двигать город вперед. Развитие происходит в людях.

Ты работаешь с ассоциациями, создавая ароматы. Как это технически происходит?

— Гуляю, разговариваю с людьми, изучаю историю. Например, с улицей Столбова так вышло. Я очень много там ходила, честно, спрашивала у людей, чем она пахнет. И мне все хором отвечали: «Здесь пахнет дорого». Никаких личных историй не было. Поэтому пришлось изучать историю этого места. Оказывается, там раньше были гаражи: улица была в ужасном состоянии. Отсюда я и взяла запах сырости, но и добавила дороговизну, которая была так нужна всем. Получился «сырой люкс».

Какой аромат самый любимый из всех твоих коллекций и почему?

— «Лядской садик», конечно. Он теплый и окутывающий. Он просто отправляет тебя в нереальную атмосферу, будто зимний парк с какао, теплым светом и огоньками. Люди гуляют там с колясками, с собаками. Вся эта теплая атмосфера уместилась в одной свечке.

Как ты подходишь к созданию аромата, когда работаешь с компаниями? Возможно, тебе дают определенный список ароматов или ты полагаешься на свои ассоциации?

— Например, для создания аромата Coffee Dream мы провели мастер-класс с командой и выбирали нужный им подбирали аромат с участниками на основе их впечатлений. На примере GALA: ваша редакция описала мне, каким видит аромат. Ярким, невероятным, не совсем про Казань — у меня есть некий опросник, я использую его в работе с заказчиками. Я создала шесть запахов, вы их послушали и выбрали один из них.

Как ты понимаешь, что именно этот запах идеально подходит под описание?

— Когда ты нюхаешь определенное масло, ты точно понимаешь, оно или не оно. Нужно очень много перепробовать, чтобы подобрать: ты исходишь не из слов, а именно из ты пробуешь снова и снова, иногда спустя неделю, важно прожить все эмоции, которые вызывает итоговый аромат. Очень часто сталкиваюсь с проблемами головокружения, именно поэтому я часто беру много времени на создание аромата, это очень сложно физически. Лайфхак: не нюхайте кофейные зерна, чтобы перебить запах — кофе не освежает рецепторы, более того, является очень сильным раздражающим фактором для мозга. Лучше послушайте свою кожу, этот запах действительно успокаивает, ведь он родной и хорошо знакомый, и обязательно пейте много воды.

Считаешь ли ты, что твой проект отражает культурную идентичность города?

— На все сто процентов. Во-первых, потому что жители — основные участники всех процессов, протекающих в рамках этого проекта. Во-вторых, он про территорию, про природу, про город, про тебя, про меня.

Какая коллаборация запомнилась тебе больше всего?

— Мне понравилось делать аромат для Minger Med Spa в Сабинском районе. Мне было интересно поработать именно с природой, новой для себя структурой. Это не просто лужайки и травка, поэтому пришлось съездить туда, посмотреть на местность и зафиксировать это в одном аромате. С G-Partners тоже было интересно, потому что я работала не с городом, а проектами — для меня это был выход из зоны комфорта. Было тяжело, но мы работали вместе с командой: подбирали ароматы на мастер-классе.

Как о тебе узнали?

— Мне кажется, в первую очередь роль сыграло то, где я работала (в Институте развития городов РТ.GALA). Узнавали коллеги и уже доносили до руководителей, вот так вот это все расползалось. Поэтому огромное спасибо всем, что так все вышло. Я боюсь, что если бы я просто сидела и делала эти свечки, никто бы даже не заметил.

Какие планы у проекта Yamilova urban?

— Во-первых, хочу больше интегрироваться в город со своими ароматами, потому что сейчас они представлены в нескольких точках, их могут купить горожане, но создается ощущение, будто бы они не в самом городе. Еще я начала заниматься мылом и кремами. Хочется в каждом заведении нашего города, который находится на определенной улице, видеть ароматы, непосредственно связанные с ней. Пусть это будет крем или мыло, которое будет стоять в уборной, но все же человек будет к этому возвращаться. Это не про маркетинг, а про теплые ассоциации. И, конечно же, я хочу обзавестись офлайн-пространством. Пусть это будет даже небольшое место, но это будет центр, в который люди могут прийти, устроить вечернику, вместе делать духи, рассуждать о городе, делиться болями и теплом.

В чем заключается идея создания парфюма с определенными намерениями и эмоциями?

— Когда человек создает духи на мастер-классе, например, с запахом места силы, он все равно ориентируется на свои предпочтения в повседневных ароматах. Мне очень тяжело людей возвращать к тому, что мы хотим получить иное: то, что будет заряжать, но оно не обязательно должно вам нравиться. Это как SOS-кнопка — в определенный момент пшикнул и зарядился.

Фото: личный архив Вероники Ямиловой
Фото: личный архив Вероники Ямиловой

Какие города ты хочешь отразить через ароматы в будущем?

— Уфа — это мой родной город. И в дальнейшем, честно говоря, возможно, мне даже будет приятно, если люди начнут подхватывать эту историю, потому что я показала, как это можно сделать. Нет задачи: «Калининград пахнет так, а Москва вот так». Я показала метод, как можно через запахи думать, чувствовать. У меня нет цели расширять города, зато есть план больше углубляться в ольфакторную урбанистику, в ароматерапию, в психологию с людьми.

Автор материала: Валерия Ракова