Песочная терапия уходит своим корнями в аналитическую психологию Карла Густава Юнга, в которой особое внимание уделялось роли символов и бессознательных процессов в нашей жизни.
В песочной терапии кроме песка используются небольшие фигурки предметов, животных и людей, которые позволяют создавать сюжеты и наполнять их личным смыслом. В процессе построения сюжета и рассказа о нём ребенок раскрывает свои переживания терапевту, а тот помогает малышу пережить жизненные трудности и способствует налаживанию контакта в семье. Обычно сам процесс песочной терапии ребенок воспринимает как увлекательную игру с фигурками, поэтому не боится встреч с психологом.
Песочная терапия широко используется детскими психотерапевтами при работе с детьми с нарушениями поведения и эмоциональной сферы (застенчивость, плаксивость, агрессивность, тревожность), пережившими негативный опыт или проходящими период адаптации к новым условиям (например, переезд в другой город или развод родителей), а также для развития когнитивной, эмоциональной и коммуникативной сферы детей.
Песок широко используется психологами и педагогами в работе с дошкольниками. Занятия с песком позволяют избавиться от поведенческих и эмоциональных проблем, помогают пережить сложные периоды. Многие программы используются также для развития детей: групповые и индивидуальные занятия для дошкольников способствуют развитию когнитивной, эмоциональной и коммуникативной сфер.
В чем преимущества занятий с песком?
Занятия с песком (как организованные с участием специалистов, так и самостоятельные игры детей без помощи взрослых) оказывают влияние почти на все сферы развития детей, начиная от развития их органов восприятия, заканчивая усовершенствованиями навыков решения проблем. Мы приведем здесь лишь основные причины, по которым вам стоит выделять время на «песочницу».
Игры с песком развивают тактильное восприятие и мелкую моторику
Если внимательно понаблюдать за детьми в песочнице, можно заметить какое количество самых мелких движений они совершают: они лепят куличики, завороженно наблюдают, как песок утекает сквозь пальцы, делают на ладони шарики из песка и разрушают их, трогают влажный и сухой песок, закапывают свои руки и ноги, трогают тёплый и холодный песок. Все эти бесчисленные операции здорово развивают мелкую моторику ребенка, позволяют ему с легкостью различать предметы с различной текстурой, температурой и формой. Все эти навыки в будущем ещё не раз пригодятся малышу: при обучение письму, овладению навыками использования столовых приборов, ножниц и других инструментов.
Способствуют развитию ловкости и координации
Закапывание частей тела, попытки наступить на куличики или наоборот обойти их, пересыпание песка в формочки и грузовички, высыпание песка из ботинка и многие другие действия развивают представления ребенка о границах и возможностях своего тела, учат малыша расшифровывать его сигналы (например, дискомфорт в ботинке можно исправить, высыпав застрявший песок).
Чем лучше ребенок чувствует своё тело, его границы, сигналы и положение в пространстве, тем лучше он контролирует свои движения, а значит у малыша не будет проблем с ловкостью и координацией.
Улучшают концентрацию и развивают усидчивость
Рисунок на песке или песочный замок требуют времени для создания. Увлеченный строительством малыш учится идти к цели, не отвлекаясь на посторонние стимулы, а ведь именно произвольная концентрация внимания является залогом успеха в будущей школьной жизни крохи.
К тому же сам по себе песок действует на детей и взрослых успокаивающе, поэтому особенно полезен при работе с гиперактивными детьми, способствуя их успокоению и сосредоточенности.
Развивают творческие способности
Создание замков, картин и причудливых военных баз из песка требует хорошего воображения. Начиная с простых форм, дети быстро усложняют свои постройки, пытаясь создать что-то уникальное. Эти усердия не проходят даром: именно так развивается креативность малыша, он учится не стесняться выражать себя через творчество.
Учат малыша планировать свою деятельность и решать проблемы
Ни один песочный замок нельзя построить, не имея представления о желаемом результате. Ребенок представляет себе, что он хочет построить, переходит к осуществлению плана, встречается с трудностями (например, слишком высокая башня начинает падать) и вносит изменения в изначальный план. Казалось бы, такое простое занятие, но для дошкольника оно становится настоящей школой жизни, преподавая первые уроки необходимости реалистичных целей и оценки имеющихся ресурсов для осуществления задуманного.
Улучшают пространственное мышление и восприятие
Изучая различные формы, размеры и дистанцию между объектами, дети знакомятся с понятиями глубины и объема. Усилия, направленные на проектирование построек, способствуют развитию пространственного мышления ребенка.
Игры с другими детьми улучшают коммуникативные навыки
Любая мама может подтвердить, что в песочнице кипят нешуточные страсти. Малыши учатся контактировать со сверстниками и старшими в бесконечных конфликтных и игровых ситуациях: можно ли брать чужое и нужно ли отдавать своё, как отреагировать на разрушителя твоих трудов, стоит ли позволять кому-то помогать тебе со строительством, как определить свою территорию и можно ли покушаться на чужую. В песочнице дети начинают усваивать основополагающие правила существования в коллективе: учатся действовать сообща и отстаивать своё, решать проблемы самостоятельно и звать на помощь, обретают первых друзей.
Занятия с песком очень важны для гармоничного развития ребенка. Они развивают его восприятие и мышление, улучшают мелкую моторику, тренируют внимание и учат планировать свою деятельность. Песочница становится одной из первых форм социализации малыша, а мама учится балансировать между «Справится сам» и «Нужна помощь».
О чём нельзя забывать?
Несмотря на все свои преимущества песочница, за которой не ухаживают взрослые, может стать опасной для ребенка. Дело даже не в микробах, для которых песок является естественной средой обитания (в небольшом объеме контакт с ними ребенку даже необходим), песочница в общем дворе может использоваться не по назначению: шумные компании могут оставлять там мусор, собачники могут перепутать её с площадкой для выгула своих четвероногих друзей, а дворники могут скидывать туда снег вперемешку с противогололедным реагентом. Такие искусственные загрязнители уже могут представлять серьезную опасность для ребенка.
Чтобы избежать возможного вреда для здоровья, мы рекомендуем тщательно подходить к выбору песочницы. Желательно, чтобы она находилась на огороженной детской площадке, где нет доступа посторонним и производится регулярная уборка. Если вы посещаете площадку регулярно, следите, чтобы время от времени управляющая компания производила замену песка. Также рекомендуется закрывать песочницу крышкой или плёнкой на ночь, чтобы избежать её загрязнения.
Выводы
Игры с песком занимают особое место в ряду развивающих занятий для дошкольников. Возможно ни один другой материал не сможет сравниться с песком по силе влияния на умственное и физическое развитие ребенка: самостоятельные игры и занятия с педагогами с использованием песка способствуют развитию мелкой моторики, произвольного внимания, координации и мышления ребенка, а игры с другими детьми развивают коммуникативные навыки малыша.
Солнечногорский район, г.п. Андреевка, д. Голубое, Тверецкий проезд, строение 23
Солнечногорский район, г.п. Андреевка, Ул. Жилинская 27, корпус 6
г. Зеленоград, корпус 354, ЖК «ЗЕЛЕНОГРАД-СИТИ»
Истринский район, КП «КНЯЖЬЕ ОЗЕРО», Ул. Князей Шереметьевых, д. 815