Найти тему

Стабильные нотгельды Немецкой железной дороги

Как и Рейхсбанк, Немецкие железные дороги с 9 ноября 1923 года стали выпускать ценные бумаги с фиксированной стоимостью в казначейских облигациях Германской империи (Reichsgoldanlihe), которые должны были быть выпущены на основании Закона от 14 августа 1923 года. Незадолго до этого Немецкая железная дорога перевела свои пассажирские и грузовые тарифы на 1 ноября 1923 года на основе золотых марок. Банкноты железной дороги номиналом 0,42, 1,05 и 2,10 золотых марок, датированные 23 октября 1923 года, с оговоркой о долларовой валюте (= 1/10, ¼ и ½ доллара в сериях С-А), и в обращении, как и банкноты Рейхсбанка, рассматривались как стабильные по стоимости чрезвычайные деньги.

Первоначальные даты выпуска стабильных по стоимости нотгельдов железной дороги и размер их тиража не могут быть определены с абсолютной точностью, поскольку основные источники здесь противоречат друг другу. Согласно сообщениям прессы, «акционерные билеты» (Anteilscheine), датированные 23 октября 1923 года, были впервые выпущены 9 ноября 1923 года.

Это согласуется с памяткой имперского правительства, согласно которой на 7 ноября 1923 года ещё не было постоянных денежных средств железной дороги, а на 15 ноября — в обращение поступили средства в размере 10,2 миллионов золотых марок. С другой стороны, этому противоречит сообщение федеральных железных дорог Германии от 8 сентября 1958 года, согласно которому ценные чрезвычайные деньги Немецких железных дорог должны были быть выпущены только после 15 ноября 1923 года. Вероятно, здесь речь идёт только о различиях во взглядах, поскольку источники, упомянутые выше, уже рассматривали акционерные билеты как ценные чрезвычайные деньги, а Федеральная железная дорога как орган, предоставляющий информацию для Немецкой железной дороги, — нет.

Чрезвычайные деньги Немецкой железной дороги, сохраняющие окончательную стоимость, были выпущены только через несколько недель после выпуска акций, поскольку ценные бумаги Германской империи на сумму около 150 миллионов золотых марок, которые должны были быть сданы на хранение в качестве прикрытия, не были доступны ранее. Эти банкноты номиналом 0,42, 1,05, 2,10, 4,20, 8,40 и 21 золотая марка от 7 ноября, 10 декабря и 17 декабря 1923 года были номинированы в иностранной валюте (=1/10, ¼, ½, 1, 2 и 5 долларов соответственно). Хотя они были выпущены с разрешения рейхсминистра финансов, в тексте они не соответствовали форме Постановления правительства Рейха от 26 октября 1923 года, поскольку в нём отсутствовали слова «чрезвычайный денежный знак» и пометка «Выпущено с разрешения Рейхсминистра финансов». Эмитированные немецкой железной дорогой ценные чрезвычайные деньги предназначались для обращения во всех управлениях и филиалах структуры, то есть применялись повсюду в Германской империи; даже на оккупированной территории они были приняты неофициально.

-2

Из данных меморандума имперского правительства видно, что выпуск срочных денег с фиксированной стоимостью Немецкой железной дороги начался только между 23 и 30 ноября 1923 года и затянулся примерно до 22 декабря 1923 года. На 31 декабря 1923 года объём наличных денег в обращении после этого составил 141,9 миллионов золотых марок без изменений, как и на 22 декабря. К 31 января 1924 года она увеличилась ещё на 144 миллиона золотых марок.

-3

17 декабря 1923 года Немецкая железная дорога оказала Германской империи единовременную помощь в выплате скидок на содержание государственных служащих и служащих немецкой железки. В тот день у Рейха не было достаточного количества постоянных денежных средств, поэтому некоторым странам приходилось переводить субсидии на выплату заработной платы, частично в виде постоянных чрезвычайных денежных средств НЕмецкой железной дороги. В свою очередь, согласно сообщениям прессы, Немецкой железной дороге было приказано принять все ценные бумаги, устойчивые к стоимости, утверждённые министром финансов Рейха, в дополнение к небольшим частям золотых облигаций Рейха. Однако отдельные железнодорожные службы Рейха возражали против этого.

Обналичивание чрезвычайных средств

В случае паевых векселей Немецкой железной дороги выкуп осуществлялся путём сдачи казначейских векселей Германской империи. Остальные ценные чрезвычайные деньги можно было обменять на казначейские векселя Германской империи или на рентные марки по выбору владельца. Министр финансов Рейха издал специальный призыв к погашению долговых обязательств железной дороги, сохраняющих ценность, и их можно было обналичить до 30 сентября 1924 года. Однако в 1924 году погашение долговых обязательств Немецкой железной дороги, которые оставались неизменными, происходило относительно медленно, о чём свидетельствуют обзоры в журнале «Экономика и статистика» (1924 год):

-4

На 30 сентября 1924 года в обращении оставалось всего 160 000 золотых марок. Из письма Прусского государственного банка в Имперское министерство транспорта, Департамент железных дорог, от 22 января 1924 года можно почерпнуть, что в связи с массовым выпуском с 23 ноября 1923 года ценных чрезвычайных денег Немецкой железной дороги возникла значительная проблема в платёжном обороте.

В этом письме Государственный банк подтвердил соглашение с Немецкой железной дорогой о том, что ему, как и банкам гербовой ассоциации, была предоставлена ежедневная квота на конвертацию в Транспортном кредитном банке ценных железнодорожных срочных денег, и просил предоставить специальные инструкции по обмену в те дни, когда будут поступать большие поступления сверх этой квоты. Только тогда Прусский государственный банк был готов «до дальнейшего уведомления предоставить экстренные железнодорожные деньги … принимать (их) казну без ограничений» и надеялся «таким образом также способствовать способности денег обращаться».

В конце 1923 года Немецкая железная дорога выпустила «дорожные сберегательные талоны» в золотых марках (сберегательные карточки, действительные до 31 декабря 1924 года), которые не использовались в качестве чрезвычайных денег, они использовались только для сбережений на праздничные поездки.

Материал взят из открытых источников (Hans-Georg Glasemann, 2024)