Слайд 1 "Титульный лист"
Уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии! Позвольте представить вашему вниманию выпускную квалификационную работу на тему: "Повышение занятости населения как фактор экономической безопасности муниципального образования (на примере Городищенского муниципального района Волгоградской области)".
Радикальные изменения в институте занятости – это объективный ответ экономической системы и ее социально-трудовой составляющей на вызовы динамических изменений – технологических, организационных, мотивационных, потребительских и т.п. Человеческий капитал становится ведущим фактором экономического развития, самым эффективным экономическим ресурсом. В то же время следует помнить, что постоянный рост требований к квалификации и мобильности работников будет все больше сочетаться с проблемой занятости низкоквалифицированных и недостаточно мобильных граждан.
В России, как и в большинстве стран мира, также происходит глубинная трансформация занятости. Речь идет об изменении ее основных форм, видов и содержания. Отечественный рынок труда постепенно заимствует общемировые тенденции. Уже сегодня принципиальными инновациями в сфере занятости можно считать лизинг персонала, дистанционную занятость, нестандартные графики рабочего времени и т.п. Новое качество приобретает гибкость рынка труда в различных его формах и проявлениях. Указанные процессы в сфере занятости существенно влияют на экономическую безопасность как государства в целом, так и отдельных территорий.
Красивая презентация и грамотная речь - залог вашей успешной защиты.
Слайд 2 "Цель и задачи исследования"
Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое обоснование и разработка методических подходов по повышению занятости и сокращению безработицы на муниципальном рынке труда (на примере Городищенского муниципального района Волгоградской области). В соответствии с целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- определить роль и значение занятости и безработицы в обеспечении экономической безопасности;
- выявить угрозы экономической безопасности на рынке труда;
- проанализировать динамику занятости и безработицы на муниципальном рынке труда;
- раскрыть содержание государственного регулирования занятости в преодолении угроз экономической безопасности;
- разработать методические подходы по управлению занятостью населения;
- предложить рекомендации по управлению муниципальным рынком труда.
Слайд 3 "Объект и предмет исследования"
Объектом исследования являются процессы функционирования, регулирования и развития рынка труда Городищенского муниципального района Волгоградской области.
Предмет исследования – теоретические, научно-методические и практические аспекты занятости и безработицы как фактора экономической безопасности территории.
Слайд 4 "Безопасность рынка труда"
Обобщение теоретических аспектов занятости и безработицы как факторов экономической безопасности территории позволяет на основе учета структурного разнообразия понятия "безопасность рынка труда" определить его содержание и обосновать взаимосвязь составляющих такой безопасности с экономической безопасностью развития страны и ее регионов (муниципальных образований). В выпускной квалификационной работе рассматривается непосредственно безопасность рынка труда, а экономическая безопасность выступает лишь в качестве ее составляющей. Такой подход принят учитывая задачу изучения влияния рынка труда на характеристики экономической безопасности муниципального развития. При этом понятие непосредственно безопасности рынка труда значительно шире его экономической безопасности. Соответственно и факторы-угрозы, которые объективно присутствуют на рынке труды имеют значительное влияние на экономику страны, отдельных ее регионов и муниципальных образований.
Слайд 5 "Угрозы экономической безопасности на рынке труда"
Диспропорции рынка труда в ВКР представлены как угрозы расширенному воспроизводству трудового потенциала регионов (муниципальных образований).
Следует четко осознавать, что данные противоречия, кроме усиления уровня угроз на рынке труда одновременно создают предпосылки для его развития. С учетом этого на данном слайде представлены возможные направления действий органов государственной власти в условиях проявления перечисленных противоречий. Такие действия, по нашему мнению, являются основой формирования механизма обеспечения экономической безопасности национального, регионального и муниципального развития.
Слайд 6 "Динамика численности занятых и безработных на рынке труда Городищенского района"
Проведенный в выпускной квалификационной работе анализ динамики занятости и безработицы на муниципальном рынке труда (на примере Городищенского муниципального района Волгоградской области) позволяет сделать вывод о том, что в Городищенском районе можно констатировать крайне низкий уровень и объемы занятости населения. За 2020 г. численность занятого трудоспособного населения в Городищенском районе, по сравнению с аналогичным периодом 2018 г., уменьшилась на -0,63% и составила 33758 чел.
Слайд 7 "Структура занятости работников организаций муниципальной формы собственности в Городищенском районе"
Наибольшие доли рынка труда среди работников организаций муниципальной формы собственности в Городищенском районе за 2018-2020 гг. приходятся на: образование; государственное управление и обеспечение военной безопасности; водоснабжение; обеспечение электрической энергией, газом и паром, а также деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений.
Слайд 8 "Структура занятости работников организаций (без субъектов МП) в Городищенском районе"
Наибольшие доли рынка труда среди работников организаций (без субъектов МП) в Городищенском районе за 2018-2020 гг. приходятся на: торговлю оптовую и розничную; образование; обеспечение электрической энергией, газом и паром; государственное управление и обеспечение военной безопасности;.
Слайд 9 "Динамика среднемесячной заработной платы работников организаций (без субъектов МП) Городищенского района"
В целом среднемесячная заработная плата по Городищенскому району составляет в 2020 г. 25995 руб., что на 3714 руб. или на 16,67% больше аналогичного показателя 2018 г.
Самые "высокие" зарплаты (от 26 тыс. руб. до 31 тыс. руб.) в здесь наблюдается по таким видам деятельности, как: деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений; государственное управление и обеспечение военной безопасности; образование;
Самые низкие зарплаты (до 30 тыс. руб.) в Городищенском районе наблюдается по таким видам деятельности, как: деятельность в области здравоохранения и социальных услуг; деятельность профессиональная, научная и техническая; деятельность по операциям с недвижимым имуществом и предоставление прочих видов услуг.
Слайд 10 "Неформальная занятость населения Городищенского района"
В неформальном секторе экономики Городищенского муниципального района Волгоградской области в течение 2020 г. было сосредоточено 16,2% от общего количества безработного населения трудоспособного возраста (по России – 26,2%).
Слайд 11 "Неформальная занятость населения Городищенского района"
В выпускной квалификационной работе предложен механизм регулирования муниципального рынка труда в условиях трансформации структуры занятости, в рамках которого выделены инструменты интегрированного государственного и рыночного влияния, систематизированы основные направления регулирования и определены положительные эффекты от внедрения механизма, которые будут способствовать обеспечению сбалансированности муниципального рынка труда, оптимизации содержания и объемов подготовки кадров, повышению уровня занятости, снижению уровня безработицы, совершенствованию программ занятости населения в аспекте содействия достижению профессионально-квалификационного баланса на муниципальном рынке труда.
Слайд 12 "Научно-методическое обеспечение разработки стратегии развития муниципального рынка труда"
Предложено и обосновано научно-методическое обеспечение разработки стратегии развития муниципального рынка труда, предполагающее комплексный, системный и непрерывный мониторинг состояния, тенденций и муниципальных особенностей регулирования рынка труда, формулирование организационных целей, согласование стратегических решений, способных обеспечить рост производительности труда, расширение сегментов инновационной занятости и обеспечение сбалансированности муниципального рынка труда. Предоставленное методическое обеспечение упорядочивает разработку стратегии развития на муниципальном уровне, что расширяет возможности ее использования как типовой.
Слайд 13 "Выводы и предложения по итогам исследования"
Ожидаемыми конечными результатами реализации предлагаемой Стратегии будут являться:
1) Снижение среднегодового уровня регистрируемой безработицы на 25% с 40,83% в 2021 г. до 15,83% в 2026 г. к численности населения трудоспособного возраста в Городищенском муниципальном районе;
2) Обеспечение организации рабочих мест на общественные работы не менее 2500 чел.;
3) Организация временного трудоустройства:
выпускников учебных заведений, впервые ищущих работу не менее 150 чел.;
различных категорий граждан, испытывающих трудности в работе не менее 270 чел.;
4) Охват профессиональной подготовкой безработных граждан с целью их трудоустройства не менее 550 чел.;
5) Организация профессионального обучения 160 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
6) Оказание единовременной финансовой помощи на самозанятость 450 безработным гражданам.
Слайд 14 "Выводы"
На основе проведенной оценки установлено, что проблемой в Городищенского рынка труда остается значительный профессионально-квалификационный дисбаланс. Основными причинами такого дисбаланса являются структурные диспропорции в экономике, изменения половозрастной структуры населения, отсутствие механизма обеспечения преемственности поколений по отдельным профессиям. Формы проявления дисбаланса между спросом и предложением на муниципальном рынке труда прослеживаются в существовании вынужденной неполной занятости, значительной доли неформальной занятости, одновременном распространении структурной и технологической безработицы, росте рисков социального отторжения в сфере труда для уязвимых слоев трудоспособного населения, высоких показателях нагрузки на свободное рабочее место.
Таким образом, реализация предложенной Стратегии развития муниципального рынка труда будет способствовать:
- обеспечению его эффективного функционирования, регулирования и развития;
- сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы;
- росту производительности занятости населения;
- оптимальному сочетанию роста эффективности труда и расширения спроса на рабочую силу;
- повышению мобильности трудовых ресурсов;
- обеспечению социального диалога на муниципальном рынке труда;
- совершенствованию нормативно-правового и организационного обеспечения регулирования муниципального рынка труда;
- созданию государственной системы прогнозирования потребности в квалифицированных кадрах.
Слайд 15 "Спасибо за внимание!"
Доклад окончен. Благодарю за внимание!
Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.
Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.