Обычно, мы обращаем внимание на некоторые моменты тогда, когда с ними становится что-то необычно или не так .
Про инженеров-связистов вспоминают лишь когда что-то сломалось и нет, к примеру, в вашем телефоне мобильной связи. Так и в нашем организме, подчас мы задумываемся о нем в ситуациях недомогания. В последнее время у меня есть ощущение, что что-то не так со зрением, стало быть надо идти к медикам проверять. Но пока оно меня не беспокоило, им я пользовалась не задумываясь.
Не зря я начала про зрение, потому как первым в нашем списке ощущений стоят ЗРИТЕЛЬНЫЕ ощущения.
Основной источник света на планете Земля - Солнце. Оно и определяет природу нашего зрения. Скрытая энергия Солнца превращается в световую или тепловую энергию. Биологические значение света огромно (все знают про углекислый газ, процессы дыхания, хлорофилл и прочее). За счет смены дня и ночи животные специализируются по характеру зрения на дневных и ночных. Но еще большее значение в эволюции высших животных стало не прямое приспособление к свету, а ориентация посредством света и цветоощущений в предметах окружающей среды.
Не будем про длины волн и их электромагнитную природу. Хотя, уверена, здесь найдутся мои бывшие коллеги из Технического университета, которым было бы интересно вспомнить)) Основное тут то, что не все световые лучи видимы человеческим глазом. И вот как раз таки действие этих лучей на сетчатку глаза порождает различные зрительные ощущения в зависимости от их длины и частоты колебания.
Как известно, любые ощущения в организме регистрируют так называемые рецепторы. Так вот зрительным рецептором и анализатором является глаз человека и именно он производит трансформацию световой энергии в нервный процесс.
Вообще человеческий глаз довольно сложная система. Еще говорят, что глаз - это наружная часть мозга (строение сетчатой оболочки глаза имеет значительное сходство с клеточным строением больших полушарий). Со времен школьной анатомии большинство помнят про некие палочки и колбочки со светочувствительными веществами внутри. Фишка в том, что для нормального зрения необходима слаженная совместная работа этих палочек и колбочек. Когда же они друг друга возбуждают или тормозят, или по каким-то причинам недоразвиты или поражены, возникает недостаток восприятия (или полное отсутствие, или проблемы со свето-, или цветоощущением).
Передача возникающего в сетчатой оболочке глаза возбуждения в головной мозг осуществляется зрительным нервом. Это огромнейший пучок нервных волокон. Проще сказать, что всё связано со всем, потому как каждое волокно связано с палочками, колбочками и много еще чем в головном мозге, причем все это в разных соотношениях. Иными словами, чтобы возбудился определенный участок коры головного мозга, необходимо возбуждение определенного числа нервных волокон, а также частота импульсов от этих волокон к клеткам коры.
Зрительный центр расположен в затылочной части коры головного мозга - это как проектор, изображения с которого строятся оптической системой глаза на сетчатой оболочке. При этом кора головного мозга вносит значительные поправки в показания глаза, исправляет их в соответствии с действительностью (тут очень интересно! взаимодействие зрительного анализатора с мышечно-суставным и кожными анализаторами вырабатывает установку на правильное, не перевернутое изображение, т.е. перевертывает оптическое изображение в глазу на действительное положение предмета.) Благодаря накапливаемому индивидуальному опыту мозговой участок зрительного анализатора регулирует работу глаз, настраивает их на более высокий и совершенный уровень отражения природы света и цвета, всех предметов внешнего мира, воспринимаемых в определенных условиях освещения.
Человек видит одни и те же предметы на разных расстояниях, уменьшенными или увеличивающимися, так как либо он сам движется, либо движутся предметы относительно человека. Зрительный анализатор человека чрезвычайно точно и тонко реагирует на изменение светлоты, цветов и форм предметов с изменением расстояний.
Различительная светочувствительность возрастает в процессе индивидуального развития человека. В 16 лет превышает в 2,5 раза различительную светочувствительность ребенка 6 лет. Максимума достигает в 25-30 лет и так держится до 50-55 лет, затем сильно снижается. У маленьких детей различительная светочувствительность значительно ниже чем у взрослых свидетельствует о зависимости ее от накопления опыта. В процессе обучения развивается высшая нервная деятельность детей, а вместе с ней и различительная светочувствительность человека. Уровень различительной светочувствительности зависит от того, упражняется она или нет. Срабатывает условно рефлекторный механизм!
Любопытно про цветоощущение. Цветовое зрение у людей развито неодинаково, причем у одного и того же человека оно может быть неравномерно развито по отношению к различным цветам. Среди цветоаномалов чаще всего встречаются люди, не видящие красный и зеленый цвет, чрезвычайно редки случаи слепоты на желтые и синие цвета.
В основе остроты зрения находится корковая дифференцировка раздражителей, связанная с работой ядра мозгового конца зрительного анализатора. Поэтому, ведущую роль в остроте зрения играет деятельность коры головного мозга. И опять условный рефлекс (сенсорного характера). Остроту зрения можно увеличить, например, (!внимание!) звуком. Это удивительно.
Взаимодействие одновременных зрительных ощущений зависит не только от явления светового или цветового контраста, но и пространственных условий видения (соотношение величины объекта и фона, расстояния между ними, расстояния от них до наблюдателя и т.д.). Зрительное отражение пространства вырабатывается постепенно в процессе индивидуального развития, причем эта выработка носит (снова!) условно рефлекторный характер.
Глаз - наиболее подвижный из всех рецепторных аппаратов. Совместная работа глаз формируется в индивидуальном опыте ребенка и носит (опять же!) типичный условно рефлекторный характер. Можно сказать, что с момента образования содружественных движений глаз нормальное видение всегда осуществляется бинокулярно, т.е. обоими глазами. С этого момента глаза взаимозависимы, а работа каждого из них относительна к другому. Движения глаз, как и движения вообще неразрывно связаны с ощущениями движений (мышечными ощущениями). Эти ощущения являются как бы мозговым анализом совершаемых глазом движений. На основе этих ощущений мозг корректирует, исправляет и уточняет регулирование движений, так как от чувствительных клеток и волокон мышц посылаются импульсы вновь в кору головного мозга.
Содружественные движения глаз имеет большое значение для выделения третьего пространства - глубины (одиночное зрение дает только широту и высоту). Необходимым условием целостности бинокулярного зрения, а также образования единого плоскостного изображения одного предмета, целостного и рельефного изображения является нормальное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Наибольший рост глубинного зрения (глазомер) падает на возрасты от 7 до 15 лет, т.е. на основные возрасты обучения в школе. Развитие наблюдения в процессе обучения, овладение основами геометрического знания, навыками изображений проекционных отношений в рисовании и т.д. активно развивают пространственное зрение.
Сеченов писал:
Чтобы выучится этой форме зрения, человек ненамеренно, не осознавая того, что он делает, пускает в ход те самые приемы, которые употребляет топограф или землемер, когда снимает на план различно удалённые от него пункты местности.
Вместо угломеров будут использоваться способные вращаться от виска к носу и обратно глаза. При этом человек, подобно топографу, мерит углы не градусами, а мышечным чувством, связанным с передвижением глаз. Точность этих чувственных измерений будет приблизительной, но оно неизменно возрастает в процессе упражнения и достигает в конце концов высокого уровня.
И снова работа условно рефлекторных реакций. Устанавливаемая прочная связь между ощупыванием рукой контура и объема предметов внешнего мира и перемещением вслед за движениями ощупывающей руки движений самих глаз носит условно рефлекторный характер. С раннего детства замыкается прочная связь между движениями рук и движениями глаз - на основе этой связи ребенок учится пространственное видеть. Затем уже без движений ощупывающих рук ребенок научается связывать зрительные ощущения и движения самих глаз. Таким образом, в основе глубинного зрения проявляется синтез ряда ощущений через осязательные, зрительные и моторные движения.
Для человека характерно вертикальное положение его тела (при ходьбе, работе, стоя или сидя) по отношению к горизонтальной плоскости земли. Это положение является исходным для определения направления, в котором человек распознает окружающие предметы.
Пространственная ориентация у ребенка на первом году жизни связана с постепенным переходом ребенка от лежачего (горизонтального) положения к вертикальному (первоначально при положении сидя и стоя, а затем особенно при ходьбе). С этого момента ребенок начинает быстро и точно ориентироваться в пространстве и владеть установками не только рук, но и глаз.
Для человека, развивающегося нормально, практически овладевающим пространством в процессе ничем не ограниченного передвижения, развитие идет от вертикального направления к горизонтальному. У детей с поражением опорно-двигательного аппарата и ограничением практического опыта овладения пространством развитие идет в обратном направлении - от горизонтального к вертикальному. Таким образом, на развитие пространственного видения влияет не только обучение и измерительная практика, не только взаимодействие зрения и деятельности, но и пространственное положение самого человеческого тела в окружающем его мире.
Вот такие "пироги". Например, мне до сих пор, чтобы продеть сережки в уши, нужно смотреть в зеркало. Всё связано со всем.
( в статье использованы материалы из книги Ананьева В.Г. "Теория ощущений")
#iyanikina #сенсорнаяинтеграция #детскийнейропсихолог #развитиеребенка