Мой дедушка – П.В. Царьков – хирург и ученый. Он директор Клиники колопроктологии и малоинвазивной хирургии, доктор медицинских наук, профессор Университетской клинической больницы №2 Первого Московского государственного университета им. И.М. Сеченова. Пётр Владимирович ‑ в хирургии вот уже 43 года и провёл порядка 10000 операций.
Дедушка родился и закончил школу в небольшом поселке во Владимирской области. Я захотел узнать о нем подробнее и поговорил с ним.
- Твой характер помог тебе стать врачом?
- По характеру я не самоуверенный, но это стало мне подспорьем в жизни. Например, считая себя не очень везучим, я, тогда юноша, всегда очень тщательно учил все билеты перед экзаменами в школе или институте, а сейчас в настоящей работе – долго и добросовестно готовлюсь к публичным выступлениям.
- Как и когда к тебе пришло решение стать доктором?
- Я хотел стать врачом с самого детства, с 11 лет. Моей маме в то время сделали операцию, и я сильно переживал по этому поводу, а потом и сам вскоре попал в больницу на хирургический стол. Эти два факта повлияли на мой интерес к медицине, и именно к хирургии. Родители гордились моим стремлением стать врачом и помогали.
- Почему ты выбрал для поступления именно московский ВУЗ?
- Я решил ехать только в Москву, других вариантов в моей голове не было, но вот вопрос: в какой именно институт поступать, их же несколько? Сначала я принёс документы в Первый московский медицинский институт, но мне сказали, что там нет общежития, и шансы поступить туда у меня минимальны, поэтому я не пошёл в этот ВУЗ. Сейчас я понимаю, что надо было бороться и пытаться поступить, но тогда я принял это как должное. Я отправился во «второй мед» и меня приняли (там как раз строилось общежитие). Полностью институт назывался «Второй московский государственный медицинский институт имени Н.И. Пирогова».
Из разговора с дедушкой я понял, что этот его шаг – ехать в Москву ‑ был решительным и смелым поступком, потому что все ребята из поселка, которые хотели быть врачами, поступали в Иваново, поближе к дому.
Сдавать экзамены для молодого Петра оказалось не сложным делом, ведь дедушка всегда отлично учился, и так получилось, что ту дополнительную литературу, по которой были вопросы на испытании, он заранее изучил.
Но, тем не менее, юноша в незнакомом городе чувствовал себя неуютно. Он один приходил на вступительные экзамены, так как никто из родителей не мог приехать и его поддержать. К тому же на одно место приходилось семь (!) человек, так что отбор был серьезный. Но, несмотря ни на что, он получил три пятёрки, одну четвёрку и с лихвой набрал проходной бал и поступил! Дедушка говорит, что есть три важных фактора при сдаче экзамена: уровень подготовки, готовность совладать с волнением, чтобы вспомнить всё, что учил, и умение продемонстрировать свои знания.
Первые успехи и промахи во время учебы в ВУЗе
Узнавать профессию врача - не очень просто, ведь в институте, ко всему прочему, нужно запоминать термины на латыни, и учить этот язык помимо двух других! Само собой, студенты продолжали изучать математику, физику, химию..., но и появлялись новые предметы: анатомия, физиология...
- Дедушка, были проблемы во время учебы в институте?
- Первые успехи при поступлении и в самом начале учебы окрылили, и к тому же мне понравилась жизнь вдали от родителей. Но вначале я воспринял свободу как вседозволенность и перестал серьезно заниматься… Через три месяца меня вызвала преподаватель и сказала, что мои знания не отвечают уровню студента медицинского ВУЗа, и, если я не сдам следующую тему, ей придётся поставить вопрос о моём отчислении. Я схватился за голову: всё выучил, повторил и ответил хорошо!
После этого случая дедушка не позволял себе так расслабляться. Пётр Владимирович вспоминает, как сильно волновался перед первой сессией. Он к ней тщательно готовился и в итоге сдал на все пятерки. Это было очень хорошим стартом. И еще помогло то, что его старший брат, который учился в другом институте последний год, открыл ему такую студенческую мудрость: «Первые три года студент работает на зачетку, а остальное время зачетка работает на студента». Это значит, что если молодой человек первое время учится на отлично, то потом преподаватель, глядя в зачётку, не понимает, почему он должен давать оценку ниже, и задает наводящие вопросы, чтобы поднять ее, и ставит пятерку. В итоге дедушка окончил университет с красным дипломом!
На третьем курсе началась хирургия, юный Петр попал впервые в операционную, где ему стало плохо, он вышел, но потом с трудом, но вернулся. Нехорошо молодому человеку было из-за жары и непривычных запахов. Но он смог это преодолеть, и потом уже всегда ощущал себя нормально в подобных условиях, и в итоге выбрал именно хирургию!
Дедушке повезло с первым преподавателем. Тот был очень энергичным человеком, который «проповедовал», что все люди в мире делятся на «живчиков» и «не живчиков», а хирурги могут быть только «живчиками». На юношу слова наставника оказали огромное влияние, и он подумал: «Я же не слабак, а энергичный и сильный человек!» Дедушка с тех пор сам себе доказывает это каждый день.
Старт: через тернии к звездам
Петр начал работать в Институте проктологии недалеко от станции метро «Полежаевская» (НИИ колопроктологии МЗ РФ). Сначала он попал в специализированное отделение по болезням толстой кишки в институте проктологии. Свою первую операцию юноша провел далеко не сразу: прошло целых три года, прежде чем он освоил сложные и ответственные хирургические манипуляции.
- Какие были впечатления от первой операции которую ты делал?
- Я ее помню, как в тумане. Мне казалось, что все смотрят на меня критично. Теперь я считаю, что было за что. Я понял из долгого опыта, что тот, кто делает операцию в первый раз, допускает ошибки, переживает, поскольку на кону - человеческая жизнь! С наличием практики у меня появилась способность контролировать ситуацию и замечать, что происходит вокруг, теперь многие действия делаешь, не задумываясь. После дебютной операции с каждой последующей я чувствовал себя смелее и смелее.
Однако до поры до времени. Ведь наступил момент, когда дедушке показалось, что он уже всего достиг... Это случилось через десять лет его работы. Молодой человек считал себя большим и состоявшимся врачом, всем говорил, что он самый лучший хирург... Петр Владимирович признается, что не любит этап в своей жизни, когда он был заносчивым и самовлюблённым. Но это продолжалось недолго. До того момента, пока дедушка не встретил на своем пути несколько замечательных коллег за рубежом, которые превосходили его по мастерству и пониманию того, чем он занимался на тот момент. Это перевернуло сознание, и с тех пор Петр уже никогда не заявлял, что он самый замечательный, а понял, что есть куда стремиться.
Дедушка считает, что истинное его восхождение в своем деле началось с середины 90-х годов, когда он, молодой врач, стал относиться к хирургической специальности не как к ремеслу, а как к искусству. Тогда в его профессиональной жизни открылась дверь в самое увлекательное и продолжается до сих пор.
«Если есть хоть один шанс…»
Дедушка выделяет в своей карьере этап, который перевернул его представление о деятельности, которой занимается, и возможностях. В начале своего пути он оперировал пожилую женщину с запущенной формой болезни, а тогда была не такая, как сейчас, анестезиология, и многие люди погибали из-за этого и несовершенства техники оперирования. Во время операции Пётр Владимирович увидел, что распространение опухоли - очень большое, и нужно оперировать много органов одновременно, а не только тот, на который он шёл. Он собрал консилиум из своих старших коллег и анестезиолога и предложил оперировать все пораженные органы. Коллеги оценили ситуацию и сказали, что этого делать не нужно. Ему пришлось их послушать и зашить живот.
Дедушка вышел к дочери пациентки и сообщил о том, что они решили не оперировать и почему. Он ей всё рассказал, что найдено много опухолевых поражений и потребовалась бы многочасовая операция, и её мать, скорее всего, умерла бы на операции или после нее. Девушка посмотрела на хирурга, еще тогда молодого, и тихо сказала: «Но у нее ведь был шанс перенести операцию и выжить?» Петр ей еще и еще раз объяснял, что это только гипотетически, а практически невозможно. Она его слушала и с такой грустью и печалью повторяла: «Но у нее же был шанс, и вы эту операцию не сделали» ...
Всегда, когда он вспоминает этот эпизод или рассказывает кому-то, он очень страдает... Он не винит себя или коллег, так как тогда не было того уровня медицины, как сейчас, и, скорее всего, они были правы, но… после того случая Петр Владимирович понял, что если есть хоть минимальные шансы спасти человека, он должен ими воспользоваться! И позже, когда дедушке удавалось достигать пределы возможного и невозможного в хирургии, ‑ все это благодаря вопросу дочери той пациентки: «Но ведь у нее был шанс, почему вы это не сделали?»
Дедушка считает, что не все горизонты в профессии еще раздвинуты. Когда он пришел в хирургию, был доступен широкий для тех времен спектр хирургических вмешательств, который в настоящее время уже считается достаточно узким. На его глазах происходили колоссальные изменения в этой области, и он стал непосредственным участником преображений. Это сделало жизнь дедушки крайне интересной и наполненной. Главным своим достижением он считает то, что удалось многого достичь в хирургии. Но Петр Владимирович любыми своими успехами гордится всего несколько дней, а потом стремится к новым, так как прогресс идет вперед и то, что сегодня кажется невозможным, завтра станет реальностью. Дедушка говорит, что сейчас почти во всех случаях они (хирурги его направления) помогают, однако, конечно же, есть редкие, крайне сложные случаи, которые могут быть с печальным исходом.
- Что ты можешь посоветовать начинающим хирургам?
- Советую молодым хирургам никогда не останавливаться на достигнутом, поскольку в этой профессии остановка – это значит, что ты пациенту что-то не доделаешь или кого-то не спасешь. Я желаю всем, не только врачам, не тормозить в развитии и все время идти вперед!
Решил рассказать вам о своем дедушке, потому что я горжусь им, так как он помог и спас жизнь тысячам и тысячам пациентов, и я хочу быть похожим на него: учиться на отлично, не бояться трудностей и все время искать новые пути в любимом деле.
Михаил Кардаков, 14 лет
фото Ольги Богачевой