19 марта в России — День моряка-подводника. Именно в эту дату (по старому стилю 6 марта) в 1906 году в составе российского военного флота официально появились 20 субмарин. Указ о введении нового класса боевых кораблей был подписан императором Николаем II.
От «Дельфина» до «Щуки»
На самом деле подводные военные корабли существовали и до императорского указа. Просто именовались они секретно миноносцами. Самый знаменитый из них — «Дельфин» (миноносец № 150) — прошёл испытания на Балтике в 1903-1904 годах, затем принял участие в Русско-японской войне, совершив восьмисуточный боевой поход из Владивостока.
Субмаринам давались названия в честь обитателей водных глубин: «Сом», «Осётр», «Форель». Продемонстрировали в полной мере свою мощь они во время Первой мировой войны. Так, российский «Краб», первый в мире подводный минный заградитель, мог нести запас в 60 мин и имел торпедный аппарат; с 1915 года он участвовал в боевых действиях в Чёрном море.
Рекордсмен по числу одержанных побед — подводная лодка «Тюлень», ею за три военных года уничтожено или захвачено в плен 8 пароходов и 33 шхуны противника. Причём противника серьёзного, вооружённого куда лучше: в той войне Германией было построено 344 субмарины, российский же подводный флот увеличился всего лишь с 28 до 52 судов. Всего во время Первой мировой балтийскими и черноморскими подлодками было поражено порядка двухсот германских и турецких судов.
После Октябрьской революции внимание руководства страны к «потаённым судам» только усилилось. В раннем СССР в составе подводного морского флота было семь дивизий, в каждую входило по 4-5 подлодок, способных применять торпеды.
К началу Великой Отечественной войны в боевом составе подводного флота СССР было 211 субмарин. Их экипажи не только геройски сражались, уничтожая морские силы противника (всего было потоплено и повреждено 185 кораблей и судов), но и участвовали в разведывательных операциях, помогали в проводке конвоев по доставке стратегических грузов. Подводники нарушали коммуникации и пути снабжения врага; балтийцы способствовали обороне Ленинграда; благодаря транспортному обеспечению черноморских подлодок долгое время смогли продержаться защитники осаждённого Севастополя.
Герои морских глубин
В историю ВМФ нашей страны навечно вписаны многие славные имена. Одно из них — Михаил Грешилов. Он встретил 21 июня 1941 года в Севастополе, в звании старшего лейтенанта, командующего субмариной «М-35» («Малютка»), а закончил её героем Советского Союза, начштаба ПЛЧФ. Михаил Васильевич совершил двадцать шесть боевых походов, под его командованием было потоплено пять вражеских кораблей и повреждено три. Одним из больших успехов подводника стало потопление фашистского транспорта «Тисбе» со стратегическим грузом в районе Босфора: экипаж субмарины «Щ-215» под командованием Грешилова тремя торпедами поразил цель, немецкая промышленность не получила ценную хромовую руду.
Помнят потомки и подвиг экипажа подлодки «С-13» под командованием Александра Маринеско. В январе 1945 года им была потоплена плавказарма нацистского флота «Вильгельм Густлофф» — историки назвали это событие атакой века. Всего капитан 3-го ранга Александр Маринеско в годы Великой Отечественной войны совершил шесть боевых походов, став лучшим из советских подводников по суммарному тоннажу выведенных из строя вражеских судов.
За проявленные в борьбе с фашистскими захватчиками мужество и героизм звания Героя Советского Союза были удостоены 23 подводника (капитан 2-го ранга, командир бригады подводных лодок Магомед Гаджиев, чье имя сегодня носит город в Мурманской области, посмертно). 23 советские подлодки стали Краснознамёнными, 12 получили почётное Гвардейское звание. 4 подводные лодки Северного флота удостоились одновременно звания Гвардейская и Краснознамённая.
От «Щуки» до «Акулы»
В послевоенные годы в Советском Союзе стартовало строительство подлодок второго поколения. В 1955 году в ЦКБ-18 (ныне «Рубин») разработали проект многоцелевой океанской подводной лодки. Эти дизельные субмарины имели в бортовых номерах букву Б, за что и получили обиходное название «букашки»; до начала 1970-х годов они по праву считались лучшими в мире.
Тогда же началось формирование атомного подводного флота; подлодки стали оснащать новыми типами реакторов. Благодаря оптимизации корпусов увеличились стандартные скорости подводного хода — до 30 и даже 40 узлов. Уже к началу 1960-х у СССР имелось девять атомных подлодок (четыре ракетных и пять торпедных).
На подлодках третьего поколения впервые было установлено специальное оборудование для радиоэлектронной борьбы. Также эти субмарины отличались повышенной скрытностью. С ними Россия и вошла в новый век: к 2014 году подводный флот страны был представлен, в основном, судами проектов «Дельфин» (Северный флот) и «Кальмар» (Тихоокеанский флот). Усилили военную мощь России субмарины четвёртого поколения: стратегическая атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий» класса «Борей» вошла в состав ВМФ России в 2013 году, следом за нею — «Александр Невский» и «Владимир Мономах».
Современные подлодки способны не только наносить мощнейшие ракетно-ядерные удары, но и выполнять долгосрочные задания практически в любых районах мирового океана, включая льды Арктического бассейна. В настоящее время конструкторскими бюро ведётся активная работа над субмаринами пятого поколения: их планируют поставить на вооружение ВМФ России после 2030 года.
Герои рядом
Многие из героев-подводников, посвятивших свою жизнь защите рубежей страны, здравствуют и поныне. Среди них — российский писатель Эдуард Овечкин, автор цикла о подводниках «Акулы из стали». Он прослужил на Северном флоте 21 год (в том числе на «Акуле», самой большой в мире атомной подлодке).
В РГСУ есть свой герой (и тоже автор книги «Последний романтик»), председатель Совета ветеранов Батергарай Салимович Зулькарнаев. Профессор, действительный член Академии военных наук, до 2005 года он служил в ВМФ России, получил звание контр-адмирала.
По случаю профессионального праздника Батергарай Салимович дал нашему изданию мини-интервью.
— Батергарай Салимович, Вы — кавалер боевых орденов и медалей. Были командиром атомной ракетной подводной лодки. Ваш жизненный путь наверняка полон потрясающих событий. Какое из них Вы назвали бы самым главным?
— Любое событие может в какой-то момент быть главным. И всё-таки самое главное для меня связано не с флотом, а с тем, что, приехав учиться из сельской школы в городскую, я встретил свою будущую жену Людмилу Юрьевну. Мы до сих пор вместе. После школы я был курсантом Каспийского высшего военно-морского училища, она жила в Стерлитамаке. Решили пожениться, а как? Отпуск у меня один месяц, заявление надо подавать заранее. Я пошёл в бакинский ЗАГС и убедил заведующую, чтобы разрешили мне заполнить мою часть заявления, отправил почтой невесте. Она пошла в ЗАГС в Стерлитамаке и там заполнила свою часть. Сотрудники сильно удивились — не было у них таких случаев, но всё оформили.
— И всё-таки: что Вам вспоминается в первую очередь за годы службы?
— Пожалуй, это 1982 год, в Средиземном море шли учения, мы осуществляли слежение за авианосцем, который охраняла целая группа кораблей. Недалеко от Кипра его нашли, у меня были великолепные акустики, весь экипаж отличный. Было решено нанести по нему ракетный удар. Но тут получаем приказ командования: поразить другую цель. И вот ночью мы всплываем, а на лунной дорожке, как на картинке — тот авианосец, за которым ходил. Сверил номер, сообщаю командованию, что наблюдаю объект визуально. Приказ был изменён. Тогда и получил орден Красной Звезды.
— Вы отлично умеете отстаивать свои позиции…
— Так я благодаря этому и на флот попал! От Уральских гор и степей море далеко. Но я перечитал кучу книг о нём, был морским романтиком. Не сомневался, куда поступать. Но медкомиссия в райвоенкомате поставила диагноз — гастрит. А мама моя хотела, чтобы я поступил в сельхозинститут и стал председателем колхоза. И вот я поехал к тётке, там другая прописка, пошёл уже в горвоенкомат, про желудок помалкивал. Признали годным, но личное дело моё перечеркнули поперёк красным карандашом и написали: молод. Всё потому, что 17 лет мне исполнялось только в сентябре. Тогда я отправил письмо в Москву, главнокомандующему ВМФ, обосновал, мол, две недели всего до дня рождения. И получил ответ: вам разрешается поступать.
— Какой-то колхоз лишился отличного председателя. Зато флот приобрёл отличного специалиста. Как вы стали лучшим изобретателем ВМФ в 1991 году?
— Военно-морской академии нужен был преподаватель с большим практическим опытом, туда поступали слушатели с новейших атомоходов. Конечно, за столом другой характер работы, но я старался по флотской привычке жить напряжённо. Появилась мысль — внедрить ряд идей, которые мы с офицерами с учётом реального опыта придумали: по тактическим приёмам, заметности подводной лодки… Вместе со специалистами технических кафедр разработали более 30 изобретений, это легло потом в основу докторской диссертации.
Коллектив проекта «Наша Россия» от души поздравляет Батергарая Салимовича и его коллег-подводников с недавним праздником. Долгих вам лет и крепкого здоровья!